Население Петербурга и Ленобласти удовлетворено качеством общественного транспорта на 63%. При этом в Северной столице больше довольны уровнем пассажирского обслуживания, чем в Москве и Подмосковье. Об этом сообщили аналитики Arthur Consulting на основании исследования кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ.
Как сообщили "Деловому Петербургу" авторы исследования, успехи Петербурга в области транспортной доступности были достигнуты благодаря ряду успешных проектов, в числе которых первая в России транспортная концессия "Чижик", ускорение трамвайных маршрутов, сохранение и развитие троллейбусной сети, ставка на электробусы и новая модель транспортного обслуживания. Но эти нововведения в основном коснулись центра города, в то время как транспортная связность агломерации, прежде всего районов массовой жилой застройки на границе города, осталась ограниченной, говорят аналитики. На транспортную доступность также оказывает негативное влияние малое количество транспортно-пересадочных узлов и неоптимальное проектирование существующих ТПУ.
Повышенного внимания властей требует транспортная ситуация в новых районах Петербурга.
“
"Ситуация неравномерная: в новых районах массовой жилой застройки на границе Санкт-Петербурга удовлетворённость всеми показателями в среднем ниже на четверть. Люди обращают особое внимание на долгое время ожидания и переполненность транспорта в часы пик в этих районах. В некоторых районах из-за проблем в координации между транспортными ведомствами города и области социальный общественный транспорт либо отсутствует как категория (Мурино), либо чрезвычайно ограничен (Кудрово). В этих местах большим спросом пользуются кикшеринговые сервисы, которые становятся транспортом "последней мили", — говорит ассистент кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ Егор Старшов.
По словам партнёра Arthur Consulting Владимира Боруцкого, в зависимости от стратегических целей, которые для себя определит Петербург, могут быть рассмотрены три сценария дальнейшего развития транспортной сферы.
Один из ключевых сценариев связывают с приоритетом в расширении линий метрополитена и появлением новых станций подземки, темпы строительства которого в Петербурге стали заметно отставать от Москвы.
"В перспективе этот вариант обеспечит максимальные провозные способности, однако высокий бюджет и сроки реализации, особенно с учётом специфики Санкт-Петербурга, остаются серьёзными вызовами. Второй сценарий — приоритет развития наземного рельсового транспорта. При этом сценарии метро строится только в рамках текущего плана, а новые инвестиции направляются на развитие скоростных трамваев и городских электричек, преимущественно на основе модернизации имеющейся инфраструктуры. Опыт концессий "Чижик" и "Славянка" показывает, что новые трамвайные линии обойдутся городу как минимум в 4 раза дешевле, чем метро. Главным вызовом данного сценария станет создание современных пересадочных узлов для обеспечения быстрых и удобных пересадок между разными видами транспорта", — рассуждает эксперт.
Третий и наиболее бюджетный сценарий — приоритет развития скоростных электробусов и троллейбусов с автономным ходом, движущихся по выделенным линиям. В этом случае, ввиду относительной дешевизны инфраструктуры, можно быстро добиться значительных улучшений транспортной доступности во всех районах. Серьёзными вызовами для данного сценария могут стать ограниченная провозная способность и необходимость в большом количестве водителей, считают специалисты.
"Независимо от выбранного сценария в транспортной стратегии должны быть учтены интересы агломерации (на основе железнодорожного транспорта), и продолжено развитие транспортной инфраструктуры, поддерживающей туризм (на основе электрического наземного транспорта)", — резюмирует Боруцкий.
Исследование проводилось на основе опроса, включающего оценку доступности, скорости движения, времени ожидания, близости остановок и доступности информации об общественном транспорте. В Петербурге число респондентов составило 422, в Москве — 250.
О том, почему Смольному пришлось скорректированные планы по строительству подземки на ближайшие годы, читайте в материале на dp.ru.