Cамокаты в Петербурге запретили в самых нужных для СИМ местах

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Электросамокат как экологически чистый транспорт мог бы помочь улучшить экологическую ситуацию в центральных районах. Парадоксально, что именно там, где он особенно нужен, его использование ограничено более всего.

Электросамокаты относятся к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). Их использование регулируется соглашением о соблюдении правил использования СИМ на территории Петербурга в 2024 году, заключённым между администрацией города и кикшеринговыми компаниями. На основе этого документа с 1 августа и до конца года в центральных районах города на Неве власти ввели ограничения на парковку электросамокатов.
Учитывая, что ширина тротуаров в центре не соответствует потребностям даже пешеходов, предполагается, что запрет помогает избежать лишних травм и конфликтных ситуаций. При этом транзитное движение нового вида транспорта через центр разрешено. Таков "статус–кво" на ближнюю перспективу, но в чуть отдалённом будущем место СИМ в жизни города явно изменится.

Ехать или дышать

СИМ является альтернативой бензиновому транспорту, а 85% загрязнения воздуха в городе на Неве дают именно автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Грязный воздух — это болезни. По данным Минздрава, рост уровня заболеваемости петербуржцев превышает средний по стране. Врождённые аномалии у детей выросли с 2001 по 2019 год на 128%, а заболевания органов дыхания — на 75%. При этом улучшения ситуации ждать не приходится, ведь требования к качеству очистки выбросов у выпускаемого автотранспорта снижаются. Так, АвтоВАЗ в 2022 году выпустил на рынок модель с пониженным экологическим классом Евро–2. Впрочем, уже через год концерн вернулся к выпуску машин с классом Евро–5.
Несмотря на то что граждане активно выступают за улучшение экологии, находится достаточно много противников электросамокатов. Согласно опросам, 83% петербуржцев выступают за ограничение скорости СИМ, 84% москвичей относятся к этому виду транспорта негативно, а в Париже после 5 лет функционирования кикшеринга по итогам референдума власти не продлили лицензии трём крупнейшим компаниям.
Основными претензиями к данному виду транспорта является захламление тротуаров, травматизм пешеходов и порча классических транспортных средств и, как это ни удивительно, опасения за окружающую среду.

В чём вред от самокатов

Одним из главных аргументов против электросамокатов является риск аварий. В прошлом году выдано более 3 млн предупреждений за нарушение правил пользования и парковки СИМ и выставлено 10 тыс. штрафов. То есть каждая десятая поездка сопровождалась нарушениями. Однако в том же 2023 году камеры наружного наблюдения зафиксировали в Северной столице 10 млн нарушений ПДД обычными транспортными средствами. Хотя сравнивать уровень ущерба, нанесённого СИМ и автомобилем, некорректно. Так, в прошлом году электросамокат был источником гибели пешехода лишь один раз, в то время как ДТП в Санкт–Петербурге и Ленобласти унесли порядка 400 жизней.
Другие негативные моменты эксплуатации СИМ можно отрегулировать законодательно. Захламление тротуаров легко исправить организацией парковок и штрафами.
Что касается экологических рисков из–за попадания самокатов с литиевыми двигателями в водоёмы, то это форс–мажор. Обычные машины тоже периодически оказываются в водоёмах со всеми негативными последствиями для природы.
Естественно, ужесточение требований к эксплуатации СИМ и увеличение штрафов неизбежно и приведут к потере части пользователей.
Но, с другой стороны, уменьшение количества недобросовестных клиентов пойдёт только на пользу имиджу нового вида транспорта. То есть снять все беспокоящие общество проблемы при использовании СИМ теоретически возможно.

Может, попробовать?

Очевидно, что наиболее ценным с точки зрения охраны окружающей среды является внедрение СИМ именно в центре города, где в настоящий момент действуют самые серьёзные ограничения в отношении электросамокатов. И тут не обойтись без выделенных полос и новых пешеходных пространств, которые более пристали туристическому городу, чем автомобильные пробки вдоль улиц с полутораметровыми пешеходными тротуарами. Именно в создании свободных от бензинового транспорта зон и состоит политическая воля администрации, без которой все прочие меры будут недостаточно эффективны. Причём самокаты могли бы стать частью городской системы общественного транспорта, не конкурируя с ним, а дополняя его.
В 2023 году в городе работало 37 тыс. самокатов (в 2024 году — 48 тыс.), совершивших, по данным администрации СПб, 30 млн поездок. Для сравнения: по данным администрации СПб, в 2023 году общественным транспортом было перевезено 1,6 млрд человек.
Тут стоит отметить, что общественный транспорт в Петербурге начиная с 2014 года переводят на технологии с применением природного газа и электричества, то есть более экологичные. В городе работает более 3 тыс. автобусов на природном газе. А до конца 2024 года парк городского электротранспорта пополнится 680 новыми трамваями и троллейбусами.
Стоимость поездки на СИМ сейчас выше, чем на автобусе. При поминутной оплате тариф может составлять 8,5 рубля (старт 55 рублей), притом что "Подорожник" предполагает поездку на автобусе или троллейбусе за 44 рубля с возможностью оплаты 10 рублями второй поездки в течение часа и бесплатной третьей. Зато маршрут самокатов более разнообразен, а общественный транспорт предполагает крышу над головой в нашем дождливом климате и возможность перевозить багаж. Так что использование СИМ — это вопрос скорее не конкурентной стоимости, а запросов разных целевых групп.
По данным "МегаФона", основная категория пользователей (55%) — это граждане в возрасте 25–44 лет. При этом тренд смещается в пользу увеличения возраста абонентов. Граждане старше 45 пользуются электросамокатами чаще тех, кто младше 25. Мотивация тут может быть разная, но не последнюю роль в "повзрослении" пользователей сервиса играют вопросы здоровья, так как вероятность подхватить инфекции в общественном транспорте выше, чем при передвижении на открытом воздухе.
Велик тренд и на покупку СИМ частными лицами, благо данный вид транспорта намного дешевле другого собственного транспорта и подходит для разных типов одежды и физических возможностей, чем велосипед. Стоимость электросамокатов колеблется в среднем от 25 тыс. до более чем 70 тыс. рублей.

Место для снега

Вместе с тем вопрос выделения полос под электросамокаты вызывает возражения ещё и потому, что это сезонный транспорт и, когда город заносит снегом, пользоваться им становится затруднительно. Да, это так. Однако в холодный период часть проезжей части всё равно занята приготовленным под вывоз снегом, оперативно убирать который с улиц пока не получается. Соответственно, выделенная полоса под электросамокаты в зимнее время может служить местом временного размещения подготовленных к вывозу снежных масс.
Поскольку запрет на частный бензиновый транспорт пока нереален, речь может идти только о частичном ограничении движения. А это уже осуществимо, и СИМ в альтернативной дорожной инфраструктуре может занять достойное место.
В том числе особенно в центре города, если, конечно, мы хотим дышать чистым воздухом.