Квартиры в Петербурге подорожали почти на 7% на фоне двукратного падения спроса

На рынке новостроек возник парадокс. После окончания льготной ипотеки спрос упал вдвое, а цены продолжают расти. Строители, удвоившие ценник за 4 года, говорят о продолжающемся росте себестоимости.

Как выяснил "ДП", с момента окончания действия госпрограммы льготной ипотеки "для всех" продажи нового жилья в Петербурге упали вдвое — с 5,1 тыс. сделок в июне до 2,5 тыс. в августе. По Ленинградской области падение ещё сильнее — с 2,4 тыс. сделок до 1 тыс. При этом средняя цена квадратного метра в Петербургской агломерации, по данным Dataflat.ru, за этот же период выросла на 6,8%. Всего же за прошедший год — с августа по август — в Петербурге квартиры подорожали на 17%, в Ленобласти — на 10%.
Со стороны может показаться, что выше уже некуда — с 2020 года, когда была запущена льготная ипотека, цены и так выросли вдвое.

Ставки

Однако опрошенные "ДП" участники рынка говорят, что до конца года квартиры могут вырасти в цене ещё на 3–5%.
"Причина не в жадности застройщиков, а в высоких кредитных ставках и продолжающей расти себестоимости строительства. Мы же находимся не в сферическом вакууме и не можем снижать цены, когда на всё остальное они только растут", — говорит генеральный директор "Максимум лайф девелопмент" Игорь Карцев.
Одна из ключевых проблем — условия банковского финансирования проектов, говорят девелоперы.
"Любой объект находится на проектном банковском финансировании, а значит, в цену заложен процент за пользование деньгами. Любой такой кредит напрямую зависит от ставки рефинансирования. Чем выше ставка, тем больше расходы, тем меньше доходность. Ставка по проектному финансированию снижается при наполнении эскроу–счетов, а значит, как только падают продажи от плановых значений, тут же увеличиваются расходы на содержание кредита", — рассказывает директор по продажам жилой недвижимости строительной компании Kronung Group Елена Алещенко.
Если 2 года назад до роста ключевой ставки на проектное кредитование колебались от 1 до 10% в зависимости от наполненности эскроу–счетов, а ставки по бридж–кредитам были в районе 8–16%, то теперь они выросли в 2–3 раза. "Если в 2021–2022 годах в пересчёте на 1 м2 стоимость банковского обслуживания обходилась примерно в 5–7 тыс. рублей, то сейчас это 25–40 тыс. рублей. А с учётом того, что стоимость денег продолжает расти, к концу года может увеличиться ещё на 5–7 тыс. рублей", — говорит директор департамента недвижимости группы "ЦДС" Сергей Терентьев.

Стройматериалы

Ещё одна причина продолжающегося роста цен — дорожающие стройматериалы. "Если брать период за последние 4 года, то в среднем цены на основные категории строительных материалов выросли на 65–75%. Среди основных причин роста стоимости — логистика и дефицит качественных материалов. Льготная ипотека дала пространство для роста всего рынка и обеспечила увеличение спроса на стройматериалы. Вслед за ним выросли и цены. Больше всего — на металлоконструкции", — говорит операционный директор группы "Аквилон" в Петербурге и Ленобласти Николай Дорофеев.
Кроме того, почти в 2 раза выросла стоимость газоблоков, в 2,5 раза подорожала теплоизоляция, на 50% — арматура и гидроизоляция, на 44% — бетон. А стоимость доставки в ряде случаев удвоилась только за первое полугодие.
Всего же с начала года общий рост себестоимости строительства в Петербурге и Ленинградской области составил примерно 9–10% и 3–5% соответственно.
При этом застройщики не могут запастись стройматериалами впрок. Это возможно только в случае предоплаты будущих поставок, но лимитов по проектному финансированию не хватает на то, чтобы зарезервировать необходимый пул материалов на весь период строительства — не важно, одного жилого дома или целого микрорайона.
"Цены на стройматериалы увеличиваются неравномерно, по некоторым позициям раз–два в год, но растут. Как на продукты в магазине. Чек растёт, но деваться некуда", — констатирует коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов.
Серьёзно подорожала и стоимость общестроительных работ, что в первую очередь связано с дефицитом рабочей силы, особенно монолитчиков. "Эти специалисты сейчас очень востребованы во всех регионах с активным строительством, поэтому их труд заметно подорожал. Также растут цены на материалы для изготовления инженерных систем, аренду и обслуживание спецтехники", — рассказала генеральный директор агентства недвижимости "КВС" Анжелика Альшаева.
"Сейчас к увеличению себестоимости приводит возросший уровень ожиданий по зарплате со стороны мигрантов. Потому что, работая курьерами, они могут заработать больше, чем на стройке. Так что сфера услуг сегодня составляет серьёзную конкуренцию строителям в этом плане", — говорит руководитель проекта LifeDeluxe.ru Сергей Бобашев.

Социалка

Ещё один фактор, который добавляет головной боли девелоперам, — это социальная инфраструктура, строить которую их заставляет город. Её себестоимость выросла пропорционально, поскольку стройматериалы те же. Какого–либо механизма льготного финансирования соцобъектов или субсидий на стройматериалы на эти цели не существует. Сейчас порядка 20% стоимости строительства составляют социальные обязательства: от школ и детсадов до дорог.
"Социальная нагрузка выросла за последние несколько лет достаточно существенно. Это обусловлено несколькими факторами: изменения в законодательстве, увеличение требований к социальной инфраструктуре, рост общественного запроса на улучшение городской среды и экономические последствия пандемии. Все эти аспекты требуют дополнительных инвестиций со стороны застройщиков, что увеличивает их затраты и усложняет реализацию строительных проектов", — рассказывает генеральный директор компании Stavni Александр Свинолобов.
Все эти затраты перекладываются в стоимость жилья.

Маржа

Ранее застройщики могли компенсировать рост себестоимости в том числе за счёт снижения собственной маржи, которая в пиковые годы достигала 30–50%. Но она резко снизилась в пандемию, когда стройки и логистика почти 2 месяца стояли без движения.
Сейчас у девелоперов уже нет тех запасов, которые позволяют спокойно компенсировать рост затрат и при этом держать цены.
"Да, к примеру, снизив цены на 15–20%, можно увеличить продажи, но проблема в том, что при нынешних экономических моделях проект уйдёт в минус и полученных после раскрытия эскроу–счетов средств может не хватить, чтобы покрыть все затраты", — говорит один из топ–менеджеров.
Поэтому пока застройщики предпочитают занимать выжидательную позицию — сокращая инвестиции в новые проекты. Кредитных средств для того, чтобы достроить все начатые проекты, хватит, а дальше можно будет действовать по ситуации.
Если в первом полугодии застройщики вывели на рынок 1,5 млн м2 нового жилья, то во второй половине года, по прогнозам экспертов, запланированы старты лишь 0,5 млн м2. Последний раз так низко предложение падало в 2010 году — тогда на рынок за год было выведено 1,7 млн м2.
Себестоимость строительства постоянно растёт, не стал исключением и текущий год. Продолжается рост цен на стройматериалы. На 15% выросла стоимость керамогранита и керамической плитки, песок и щебень подорожали на 10%, приближается к этому показателю прирост цен на бетон. Есть позиции и с двукратным ростом. Увеличивается и стоимость земли, и цена подключения к инженерным сетям. В разы выросла себестоимость строительства социальных объектов. Так, в этом году мы уже сдали две школы, каждая на 1375 человек, три садика по 220 мест каждый. А до конца года планируем ввести в эксплуатацию четыре школы на 4125 мест совокупно и четыре садика на 690 детей. Помимо этого, сейчас строим поликлинику и четырёхполосную магистраль — продолжение пр. Ветеранов длиной больше 2 км, а также ряд других улиц.
Илья Ерёменко
совладелец Setl Group
Снижения цен на недвижимость ждать не стоит, для этого нет предпосылок. Сейчас можно наблюдать лишь разовые акции и точечные скидки от застройщиков на отдельные, чуть менее ликвидные лоты в проектах. В целом же динамика средней цены демонстрирует уверенный рост на протяжении всей истории наблюдений. В текущих условиях этот рост замедлится, но никаких массовых и больших скидок не будет, потому что это разрушит экономику строящихся проектов. А новые проекты тоже не будут отличаться более низкой ценой в силу дорожающих строительных материалов, логистики и строительно–монтажных работ. Только за первое полугодие 2024 года стройматериалы выросли в цене в среднем на 15%. На отдельные материалы рост цен ещё внушительнее — так, газобетон подорожал на 24% за этот период. Премиальный сегмент оказался ещё более чувствительным к росту цен из–за импортных отделочных материалов, но в целом себестоимость строительства растёт во всех без исключения классах и форматах недвижимости, это же касается и социальных объектов. Ещё одним фактором, оказывающим давление на экономику проектов, стала высокая ключевая ставка ЦБ, которая закономерно приводит к удорожанию проектного финансирования для застройщиков.
Татьяна Халилова
директор департамента продаж GloraX
Пока нет предпосылок для понижения цены. Практика показывает, что за последние 20 лет цены на рынке жилья снижались в России лишь один раз — после кризиса 2008–2009 годов, но уже в 2011 году рост продолжился и с тех пор цены только росли. Прогнозы о том, что цены могут снижаться из–за текущего сокращения спроса, я считаю несостоятельными — экономическая модель девелоперов, построенная на эскроу–счетах, предполагает, что ценовая политика проекта для получения проектного финансирования утверждается в банках и для её изменения застройщик будет вынужден остановить проект на достаточно длительный срок, что крайне маловероятно. Важно учитывать и тот факт, что финансовая нагрузка на девелоперов пока только растёт — стоимость кредитных средств и стройматериалов значительно увеличилась.
Мария Орлова
коммерческий директора ГК "А101" в Петербурге
Во–первых, судить о том, какова будет динамика цен, по этим двум месяцам может быть ещё преждевременно. Легко может сохраняться элементарная инерция, связанная с психологией. Ведь что такое цены? Это то, что назначают люди. И покупатели, и продавцы привыкли, что существует восходящий тренд. Есть такое понятие — инфляционное ожидание. Это некий специфический частный случай инфляционного ожидания — когда инфляция происходит просто потому, что люди ждут роста цен, и всё. Они привыкли, что 4 года цены росли, причём достаточно быстро. И даже если рыночная конъюнктура изменилась, продавцы назначают цены исходя из сложившихся ожиданий. Цены меняются в ответ на конъюнктуру по прошествии какого–то времени. Двух месяцев может быть недостаточно для того, чтобы рынок отреагировал. Второй важный момент — есть закономерность, которая охватывает едва ли не большую часть товаров и услуг. Если возникает какая–то причина для роста цен, а потом эта причина прекращается, то, по идее, цена должна вернуться на свой первоначальный уровень. Но, как правило, этого не происходит. Я вполне допускаю, что жильё где–то даже начнёт дешеветь, но это может касаться в основном либо регионов, либо районов крупных городов, которые откровенно непрестижны.
Александр Скоробогатов
профессор НИУ ВШЭ