Минтранс упрощает правила выпуска таксистов на линию. По мнению экспертов, сами по себе эти регламенты — вековой архаизм.
Министерство транспорта вынесло на публичное обсуждение проект изменений в правила проведения предрейсового техосмотра транспорта. Главным образом предлагаемые нововведения касаются такси. По новому регламенту диагностику разрешат проводить без специальных измерительных средств. Достаточно будет осмотра узлов и систем машины, проверки наличия посторонних шумов, запахов и так далее. Саму процедуру смогут выполнять физические лица. Обновлённый приказ может вступить в силу уже с 1 марта 2025 года. Нововведения должны облегчить деятельность добросовестных перевозчиков, отмечают в ведомстве.
По закону перед каждым выходом на линию такси должно проходить обязательный техосмотр. Физлица со статусом самозанятых получили право работать непосредственно как перевозчики легковым такси с сентября прошлого года. Однако действующий с 2021 года порядок организации предрейсовых осмотров даже не содержит упоминания физлиц.
В соответствии с документом данная процедура проводится силами таксопарка или специализированной сторонней организацией. Теоретически самозанятый таксист перед каждым выходом на работу обязан пройти техосмотр. На практике сегодня никто не выполняет это требование, говорит руководитель центра компетенций Международного евразийского форума "Такси" Станислав Швагерус.
“
"Существующие требования родом из 1930–х годов, когда автомобили были абсолютно несовершенными и требовали ежедневного ухода. Посмотреть колодки, что–то смазать, проверить масло или воду (антифриза тогда ещё не было)", — поясняет он. По словам эксперта, текущие нормы принимались для автомобилей, которые были скорее похожи на телеги, чем на современные машины. При этом в большинстве новых авто вся диагностика проводится бортовыми системами.
По словам исполнительного директора ассоциации "Национальный совет такси" Наталии Лозинской, во многих случаях малые предприятия или частные водители даже при желании не могут пройти техосмотры авто.
"Это очень сложно в малых городках, где нет круглосуточных пунктов выпуска с контролёрами. А в некоторых населённых пунктах нет вообще никакой подобной инфраструктуры", — объясняет она.
Помимо этого, новая редакция документа всё равно не даст абсолютно каждому шофёру самостоятельно осматривать транспорт. В любом случае водитель должен будет соответствовать профессиональным требованиям, которые предъявляются к контролёру технического состояния авто (по сути, механику) или пройти специальные курсы повышения квалификации или переподготовки.
Тем не менее движение Минтранса в сторону упрощения действующих регламентов является положительным сигналом, который говорит о том, что власти поворачиваются лицом к бизнесу, замечает Наталия Лозинская.
В реальности даже необязательно в один момент отменять старые регламенты — разные стратегии реформы можно опробовать во множестве регионов с помощью экспериментальных правовых режимов, говорит эксперт.
В начале сентября в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) директор по работе с госорганами "Яндекс Go" Антон Петраков уже рассказывал, что компания обсуждает с регуляторами возможность введения специального режима для отрасли. В рамках него можно было бы реализовать цифровые путевые листы, дистанционные медицинские осмотры, короткие и сверхкороткие по длительности полисы страхования и другие механизмы, упрощающие вход в отрасль.