Сгенерируйте меню: инфляция подтолкнула общепит к замене сотрудников роботами

Автор фото: vostock-photo

Сфера общественного питания продолжает переживать цифровую трансформацию. Специфический софт и мобильные приложения используют не только службы доставки, но и традиционные рестораны.

Инфляция приводит к росту расходов для заведений общественного питания — труд персонала дорожает, а найти людей всё сложнее. Всё это стимулирует ресторанный бизнес прибегать к технологиям и даже роботизации везде, где это возможно.

Самый продвинутый сегмент

Старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова называет самым цифровизированным сегментом в ресторанной сфере доставку готовой еды. Объём этого рынка в целом по России превышает 500 млрд рублей в год, примерно 30% от этих показателей обслуживается через агрегаторы, такие как "Яндекс.Еда", "Маркет Деливери", "Купер". Более половины (51%) онлайн–заказов совершаются через мобильное приложение агрегатора или самого ресторана, ещё четверть (25%) — через сайт. Собственные сайты и приложения обеспечивают заказы не только агрегаторам и крупнейшим ресторанным сетям, но и небольшим заведениям, которые готовы переформатировать свою работу с учётом доставки, отметила Пашкова.
В пресс–службе сервиса "Dostaевский" поделились, что по результатам их внутреннего исследования рынок софта для ресторанной сферы за последний год в целом сильно вырос. "Мы работаем с технологическим решением, сделанным под нас, потому что имеем уникальную модель для рынка (формат dark kitchen). Используем IT–платформу партнёра “Доставизор” (включает веб–интерфейс, экран для администратора кухни, приложения для поваров и курьеров). Когда покупатель оформляет заказ, нужные пошаговые действия появляются на экранах сотрудников. Это помогает оптимизировать внутренние процессы, чтобы сохранить время, за которое осуществляется приготовление блюд и доставка, — 45 минут. Помимо этого, наш маркетинг оцифрован и в режиме реального времени мы видим и анализируем метрики здоровья компании", — рассказали там.
По словам генерального директора OSMI Cards Ксении Поповой, ресторанные сети в целом стали активнее вести маркетинг в цифровом формате. За последние пару лет количество решений для этого выросло на 30%.

Не терять обороты

В компании "Теремок" разработали собственные системы управления ресторанами, формирования заказов, логистики и работы с кадрами. В сети видят перспективы в развитии проекта "Умный ресторан". "Мы работаем над внедрением возможности делать заказы гостями прямо за столиком без участия сотрудников ресторана, официант будет задействован только в момент подачи блюда гостю. Также разрабатываем концепцию цифровых гардеробных, где не нужно участие человека, и автоматизированные системы управления кондиционированием", — говорят в пресс–службе компании в Петербурге. Там признают — стоимость разработки решений пока несопоставимо велика, особенно когда речь идёт об их внедрении в каждый ресторан (их у сети больше ста). Но такие проекты можно рассматривать как инвестиции для оптимизации.
В сегменте быстрого обслуживания (QSR) уровень цифровизации высок благодаря большим вложениям ресурсов компаний. Тем не менее основной рынок по–прежнему использует доступное ПО, которое может существовать на рынке годами. Переход на более современные решения требует дополнительных затрат.
"В ресторанах Rostic’s у менеджеров есть два основных инструмента: операционная система собственной разработки, которая отслеживает показатели на смене и помогает автоматически составлять расписание, контролируя трудозатраты, а также система, которая отслеживает все чек–листы, показатели, связанные с пищевой безопасностью и оценкой стандартов бренда", — поделился руководитель департамента по поддержке операционной деятельности "Юнирест" (управляет брендами ROSTIC’S и KFC) Владимир Афромеев.
В сети кафе "Крошка Картошка" используют различные точки цифрового контакта с клиентом — это мобильные приложения сервисов доставки еды, киоски самообслуживания и своё приложение. "Технологии требуют вложений, но часто быстро окупаются благодаря высокой степени проникновения в аудиторию и способности улучшить клиентский опыт. Например, “Додо Пицца” активно инвестирует в свою диджитализацию — у бренда собственная команда из 250 разработчиков. Но не все компании могут позволить себе такие вложения", — пояснил "ДП" директор по маркетингу "Крошки Картошки" Сергей Лапада.

Доделывать на ходу

В цифровизации нуждаются не только игроки сегментов быстрого питания и доставки. Рестораны традиционного формата тоже закупают digital–решения. Спрос на них вырос в пандемию, во время режима самоизоляции. Но после его отмены интерес не пропал, а бизнес стал чаще и продуктивнее использовать QR–меню, электронные чаевые, мобильные приложения для официантов.
Генеральный директор панорамного ресторана F11 Кирилл Власов рассказал, что в заведении используют систему безналичных чаевых "Нетмонет". "Материалы меню у нас представлены в печатном виде, за барной стойкой есть электронное меню в формате костера с QR–кодом", — говорит он. При этом на "Нетмонет" ресторан не несёт затрат — сервис берёт комиссию с гостей за оставленные чаевые.
"Некоторые экспериментируют с роботизированными технологиями. Например, тем же роботом–кассиром с машинным зрением — он обучается на фотографиях реальных блюд и формирует заказ с выставлением счёта. Есть и примеры использования нейросетей для составления меню", — напоминает генеральный директор r_keeper Дарья Разумовская. В её компании наблюдают высокий спрос помимо "простых" технологий на приложения для официантов и киоски самообслуживания.
Сфера ресторанного бизнеса только набирает обороты в вопросе диджитализации, уверен генеральный директор ООО "Антонио" Антонио Фреза. Расширение инструментария пойдёт рынку только на пользу. В то же время в текущих реалиях стоимость внедрения цифровых продуктов возросла, а выбор существенно уменьшился.
"Большинство решений приходится дорабатывать на ходу. Но любое внедрение цифровых продуктов — это автоматизация тех или иных процессов, а иногда даже возможность открыть дополнительные каналы продаж, поэтому в целом все цифровые продукты хорошо окупаются", — говорят в пресс–службе "Вкусно — и точка". Рынок ищет гибкие инструменты и решения, которые способны точечно закрыть потребности ресторанного бизнеса. В то же время появляется всё больше IT–продуктов, которые стараются закрыть все потребности сразу, — это приводит к большому количеству ограничений и той самой необходимости доделывать системы в процессе.