Вышел в свет очередной Рейтинг медицинских компаний Санкт-Петербурга по версии "ДП".
Рейтинг частных медицинских компаний в этом году получился не совсем обычным. В течение 2 лет мы представляли вашему вниманию фактически две "турнирные таблицы": самые успешные по динамике выручки в абсолютных цифрах и то же — но в процентах. Такое отражение рыночной ситуации казалось объективным: рядом с крупными сетями, показывающими выручку в сотни миллионов (и даже миллиарды), появлялись быстрорастущие игроки, за счёт мобильности и, что греха таить, низкой базы демонстрировавшие выдающуюся динамику.
В этом году "ДП" представляет только динамику выручки в рублях, потому что так радовавший нас несколько лет многопроцентный рост небольших клиник, похоже, сошёл на нет: едва набиралась пятёрка, да и то с различиями в доле процента. Крупные игроки по–прежнему стабильны.
Вообще рейтинги делаются для того, чтобы на основе объективных данных проанализировать состояние рынка и его текущие тенденции. В этом смысле произошедшее — скорее журналистская удача и информация к размышлению: что же случилось?
Гипотеза такова: рынок медицинских услуг исчерпал импульс экстенсивного роста, вызванный сначала ковидом, а потом геополитической встряской. Ни то ни другое особенного позитива экономике не несло, но локально подарило медикам новые возможности. Пандемия обеспечила огромный всплеск в сегменте диагностики (в первую очередь лабораторной), профилактике, лечении последствий коронавируса. Вслед за этим закрытие границ, санкции, чехарда с валютным курсом, как ни странно, высвободили дополнительные средства у тех, кто ими обладал, но раньше тратил, например, на зарубежные поездки, а теперь стал вкладываться в здоровье, да ещё и на базе отечественных клиник. Отрадную тенденцию "инвестировать в себя" среди условного среднего класса на рубеже 2022–2023 годов отмечали абсолютно все эксперты.
Предполагаем, что теперь этот процесс пошёл на спад по естественным причинам. У человека в самом лучшем случае только 32 зуба, две почки и не более одного головного мозга — лечить это всё бесконечно не получится. Да и денег не хватит. На это накладываются объективно возросшие издержки клиник, что сказывается в первую очередь на небольших учреждениях, а также дефицит персонала.
Не то чтобы рынок упал, он просто перестал расти как на дрожжах, и это в принципе нормально. Да, неизбежно возрастает конкуренция и за пациента, и за хороших врачей. Возможно, кто–то не выдержит прессинга и уйдёт. Но абсолютно точно всем, кто решит остаться, придётся уделять гораздо больше внимания продвижению. Поэтому именно медицинскому маркетингу, имеющему свою специфику, посвящена значительная часть материалов этого номера. Традиционно в выпуске присутствует развёрнутый обзор текущей рыночной ситуации и бонусом — интересные данные по ДМС и медицинским кадрам от нового проекта "ДП Аналитика".