В прокат выходит фильм "Чума" Дмитрия Давыдова — об отцах и сыновьях, живущих в якутском селе. "ДП" предлагает подборку якутского кино.
"Бог Дьёсёгёй" (2015, 16+)
Юный пастух влюбляется в неместную красавицу и пытается найти её во время массового религиозного праздника. К тому моменту, когда он всё–таки с ней встретится, оба раскроют тайну своего происхождения и немало удивятся.
Действие кинокартины Сергея Потапова разворачивается в конце июня, во время празднования летнего солнцестояния, Ысыаха — титульного якутского праздника в честь богов Айыы, возрождения природы и начала нового жизненного цикла. Торжество отмечают коллективными плясками, обильными застольями, состязаниями среди мужчин и, конечно же, совместными молитвами.
Весь съёмочный процесс уложился в пару дней. Партнёрами профессиональных актёров Али Поисеевой и Павла Ченянова, сыгравших главные роли, выступили реальные участники настоящего праздника. В документально–игровой кинокартине волей авторов образуется несколько смысловых уровней, где мистическое переплетается с обыденным, религиозное с житейским и подспудно рассказывается старинная легенда о небесном покровителе коней Дьёсёгёе, спускающемся к людям лишь раз в год.
"Мой убийца" (2016, 18+)
Фильм начинается со следственного эксперимента, во время которого подозреваемый рассказывает и показывает, как совершил преступление. Вести дело поручено молодому детективу Джулусу (Вячеслав Лавернов), который подозревает неладное — уж слишком быстро обнаружился убийца. И он берётся сам разобраться в случившемся.
На фоне лаконичных и строгих якутских пейзажей разворачивается полумистическая детективная история, в которую оказываются втянуты городские следователи, поселковый полицейский, золотоискатели, владелец небольшого магазинчика и сёстры–близнецы.
Костас Марсан — режиссёр явно насмотренный, особенно в области азиатского кино, что идёт картине только на пользу. Его дебют не прошёл незамеченным: "Мой убийца" участвовал в конкурсе международного фестиваля кинодебютов "Дух огня" и был выдвинут на "Золотой глобус".
"Костёр на ветру" (2016, 18+)
В результате неосторожных действий друга гибнет молодой человек. Обвиняемого забирают в полицию, где он кончает с собой, не выдержав давления. Отцы погибших юношей по–разному справляются с горем: отец первого не желает мириться с утратой и вынашивает план мести, в то время как отец второго усыновляет беспризорного мальчишку и воспитывает как родного.
Ещё один отличный дебют. На этот раз Дмитрия Давыдова. До прихода в кино он работал учителем начальных классов, организовал киноклуб, где вместе с учениками снимал видеоролики. Стихийное увлечение переросло в профессиональное: в кино Давыдов пришёл в первой половине 2010–х. "Костёр" снял, используя собственные сбережения, а в ролях задействовал исключительно непрофессиональных исполнителей. Фильм объехал массу кинофестивалей и был не раз отмечен наградами и критиками. А Дмитрий Давыдов таким образом сам себе выписал путёвку в большое кино.
"Царь–птица" (2018, 18+)
1930–е. Пожилая чета — Миккипэре (Степан Петров) и Оппуос (Зоя Попова) — живёт в тайге спокойной жизнью, чью безмятежность однажды нарушает появление огромного орла, в народе прозываемого царь–птицей. Здешний шаман велит неожиданного гостя оставить и кормить–поить, что супруги послушно и делают.
История эта не столько про слияние с природой и отдельными её представителями, сколько про расплату, которую рано или поздно придётся нести за некогда совершённое зло. В основе исторической драмы Эдуарда Новикова — рассказ Василия Яковлева "Со мною состарившаяся лиственница". Фильм участвовал в основном конкурсе ХХХХ Московского международного кинофестиваля и получил Гран–при. Так же высоко его оценили на Международном кинофестивале азиатских фильмов и XXXXII Монреальском международном кинофестивале.
"Чёрный снег" (2020, 18+)
Дальнобойщик Гоша (Федот Львов) — алчный и беспринципный. На жизнь зарабатывает не только перевозками грузов, но и продажей продуктов и алкоголя, которые доставляет в отдалённые стойбища Якутии. Из своего положения герой извлекает отличную выгоду: продовольствие толкает по завышенным ценам, а вместо качественного алкоголя — палёную водку. Но однажды судьба всё–таки настигает сквалыгу. КамАЗ ломается по дороге в город, Гоша пытается его починить, но внезапно машина валится набок, придавливая ему руку. Герой остаётся один на один со снежной пустыней, лютым холодом и высокой вероятностью не вернуться домой никогда.
На сегодня Степан Бурнашёв официально самый кассовый режиссер якутского кино. Его кинокартина "Айта" собрала в широком российском прокате 26 млн рублей. "Чёрный снег" был снят двумя годами ранее и показывался локально, о чём можно лишь сожалеть. Таких жёстких картин о роке в духе "127 часов" Дэнни Бойла, "Выжившего" Алехандро Гонсалеса Иньярриту и "Алчности" Эрика Штрогейма у нас и днём с огнём не сыщешь.
"Пугало" (2021, 16+)
К живущей отшельницей знахарке (Валентина Романова–Чыскыырай) то и дело обращаются местные и не только. Одни её благодарят и поклоняются как божеству, другие сторонятся, опасаясь столкновения с неведомой внутренней силой. А всё непостижимое, как известно, вызывает страх и желание от него поскорее избавиться. Да и сама героиня как будто всё время испытывает судьбу на прочность. И для того есть причины: в прошлом она оставила крохотную дочь и с тех пор не знает покоя, пытается её разыскать и смиренно принимает ненависть, презрение и даже физическое насилие, которое к ней применяют односельчане.
Картина Дмитрия Давыдова так впечатлила жюри 31–го открытого российского кинофестиваль "Кинотавр", что ей отдали целых три награды: Гран–при, лучшей актрисе и приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России. При бюджете 1,5 млн рублей картина собрала в отечественном прокате почти 11,5 млн рублей.
"Не хороните меня без Ивана" (2022, 16+)
1910 год. Однажды крестьянин Степан Бересеков (Александр Чичахов) во время полевых работ падает как подкошенный. Односельчане справедливо решают, что тот помер, и устраивают похороны. Во время отпевания покойник, к ужасу присутствующих, восстаёт из гроба. Выясняется, что подобное случается не впервые. Степан то и дело впадает в состояние, похожее на летаргический сон. Причиной тому излишняя чувствительность к прекрасному и впечатлительность, им вызываемая. Единственным человеком, способным различить степановы состояния, оказывается сын местного священника Иван Попов (Дариус Гумаускас). Но он отбывает в длительную этнографическую экспедицию по Якутии. Степан решает следовать за ним, чтобы его рано или поздно не похоронили заживо.
Историческая роуд–муви основана на реальных событиях. В жизни этнографа и художника Ивана Попова, родившегося и работавшего в Якутии, действительно случился такой эпизод. Любовь Борисова несколько лет вынашивала идею кинокартины. Сценарий писала вместе с Юлией Клименко ("Фитнес"). Итогом стали награды международных и локальных кинофестивалей — в Лондоне, Тегеране и на Первом зимнем.