Доверяй, не проверяй: чем грозит отмена моратория на проверки общепита

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
В Госдуме предложили снять мораторий на проверки предприятий общественного питания. Депутат Владимир Кошелев направил соответствующее письмо в адрес вице–премьера Дмитрия Чернышенко. Своё предложение он аргументирует в первую очередь заботой о детях — дескать, слишком часто стали происходить отравления в летних лагерях и санаториях.
В Российском союзе туриндустрии с этим, правда, не согласились, заявив, что нынешний сезон мало чем отличается от прошлого и никакой волны отравлений некачественной едой в детских лагерях не наблюдается. Но это, в общем–то, не так уж важно, потому что если проверки действительно решат вернуть, то вернут их для всех, а не только для тех, кто организует питание в местах массового отдыха. Между тем мораторий должен был продлиться до 2030 года. И его отмена с 1 января 2025–го, как просит депутат Кошелев, станет для многих предпринимателей весьма неприятным сюрпризом.
Тут необходимо подчеркнуть, что мораторий вовсе не означает полного отсутствия контроля. Особенно если речь идёт про организованное питание, тем более детей. Роспотребнадзор никто не отправлял в бессрочный отпуск, и инструментов у него достаточно и без плановых проверок. А случаи массового отравления, как ни печально, случались и тогда, когда никаких ограничений для надзорных органов не было. Если бы простое наличие проверок гарантировало безупречное качество товаров и услуг — мы бы жили в очень счастливом мире.
Тревожиться всерьёз предпринимателям пока рано — правительство своими планами относительно моратория не делилось. Зато есть неприятная вероятность, что слухами могут воспользоваться мошенники, выдающие себя за представителей органов власти. Вооружившись устрашающими бланками с нарисованными печатями и самодельными удостоверениями в красных корочках, такие деятели обычно приходят в небольшие магазины или кафе и начинают разыгрывать спектакль "Как много у вас нарушений". А потом предлагают "решить вопрос" на месте. И не так уж редко менеджеры, боящиеся провиниться перед собственником, или сами предприниматели, робеющие перед любым "начальством", соглашаются.
"Сами виноваты", — скажут многие и будут, в общем–то, правы. Но если бы работники общепита (а также торговли, сферы обслуживания и так далее) переживали за качество своей работы больше, чем за то, что проверяющий может устроить им проблемы, такие ситуации наверняка возникали бы гораздо реже.