В петербургских новостройках набирает силу новый тренд — создание соседских центров.
Застройщики всё активнее вкладываются в создание дополнительной инфраструктуры в своих жилых комплексах. При относительно небольших затратах это повышает лояльность покупателей. Кроме качественных мест общего пользования — парадных, лобби, ландшафтных дворов — ещё одним элементом становятся соседские или комьюнити–центры. Минувшим летом начали работу сразу три таких центра — два в своих ЖК "Зелёный квартал" и "Солнечный город" открыла Setl Group, один в ЖК "ЮгТаун" запустила КВС.
История вопроса
Создать места для совместного времяпрепровождения люди, живущие на небольшой территории, старались всегда. Например, в советское время во дворах часто ставили беседки, нередко силами самих жильцов. Там можно было поиграть в домино или лото, просто пообщаться.
В разных странах реализация такой потребности принимала разные формы. Так, в Германии очень популярны ферайны — группы людей, объединённых по общему хобби или интересу. Например, в городке Вальдорфе с населением 16 тыс. человек существует сотня ферайнов.
В 1960–е годы в Торонто (Канада) добровольцы открыли в школьном дворе площадку, где можно было получить необходимую информацию об услугах в городе. В итоге получился соседский информационный центр.
Соседские центры в Берлине предлагают широкий спектр услуг для жителей районов, включая образовательные программы, консультации по различным вопросам и организацию культурных мероприятий. Это создаёт атмосферу доверия и взаимопомощи, повышает уровень социальной активности населения.
В Петербурге первые соседские центры в своих кварталах создал Seven Suns development. Соседские центры "Мы — соседи" появились в проектах девелопера в Сестрорецке, на ул. Крыленко и на намывных территориях.
Что такое соседский центр
Во всём мире соседские центры держатся на четырёх основных принципах: содействие общественному развитию, участие и самоуправление, партнёрство, сотрудничество. Соседский центр становится так называемым третьим местом — не работа (учеба) и не дом. Это то, куда человек может пойти в свободное время.
"В современном мире, где глобализация и урбанизация становятся всё более заметными явлениями, вопросы социальной интеграции и развития местных сообществ приобретают особую актуальность. Одним из инструментов, способствующих решению этих задач, являются соседские центры", — говорит генеральный директор "Максимум лайф девелопмент" Игорь Карцев.
Площадь современного комьюнити–центра может различаться от проекта к проекту и составлять от 50 до 400 м2. Функциональное наполнение включает пространства для общения и проведения семейных праздников или иных мероприятий, инициированных жителями, коворкинг, а также детские зоны.
"К примеру, в нашем проекте Golden City комьюнити–центр представляет собой многофункциональное пространство площадью 180 м2, расположенное на первом этаже дома, — рассказывает директор департамента маркетинга и продукта GloraX Екатерина Ульянова. — В комьюнити–центре предусмотрен просторный коворкинг площадью более 37 м2 с оборудованными рабочими местами. Для встреч можно использовать переговорную комнату. По вечерам в коворкинге проводятся мастер–классы, соседи встречаются, чтобы поиграть в настольные игры. В проекте предусмотрен камерный зал для йоги и других спортивных занятий с балетным станком, шведской стенкой и зеркалом во всю стену. Также есть выделенная детская зона, где проводятся развивающие и развлекательные занятия для юных жителей комплекса. Помимо этого, комьюнити–центр оборудован кинозалом и кофе–пойнтом".
У КВС соседский центр также разделён на четыре зоны — зал для фитнеса, где будут проводиться групповые занятия по йоге, аэробике, танцам, а также детскому и взрослому фитнесу, коворкинг, детская комната с игровой зоной и зал для хобби и мастер–классов. "Уникальность центра в его автономности: тренерами, спикерами, нянями, педагогами, администраторами и управляющими могут стать сами жители домов. Таким образом, дольщики найдут подработку в шаговой доступности от дома. А соседи–посетители смогут находить новых друзей и проводить вместе досуг", — говорит генеральный директор агентства недвижимости "КВС" Анжелика Альшаева.
На начальном этапе все расходы на содержание комьюнити–центра несёт девелопер. Однако в дальнейшем, как говорят участники рынка, проект сможет окупаться за счёт аренды помещений под коворкинг, спортивные и образовательные мероприятия, а также детские праздники.
"Расходы девелопера будут постепенно снижаться, и в перспективе комьюнити–центр выйдет на самоокупаемость. По нашим оценкам, этот процесс в среднем будет занимать 2–2,5 года с момента начала работы комьюнити–центра. Сроки выхода на самоокупаемость могут варьироваться в зависимости от города, района, заселённости и даже класса проекта", — подсчитала Екатерина Ульянова.
В соседских центрах можно придумать занятия для жителей разных возрастов.
Сколько это стоит
Если не считать стоимости самого помещения (оно остаётся в собственности девелопера), то затраты на ремонт и оборудование центра составляют около 12–18 млн рублей. Плюс оплата сотрудников центра — это ещё около 4–6 млн рублей, а также коммунальные расходы.
Что же касается выгоды, то, как говорят эксперты, она очевидна. "Довольный житель готов будет порекомендовать свой жилой комплекс другу, родному, знакомому, который решился на переезд. А кроме того, от ответственности соседей зависит и благоустроенность микрорайона: чистота, сохранность детских площадок, наличие светильников в подъездах и т. д.", — считает директор департамента недвижимости группы "ЦДС" Сергей Терентьев.
Наличие соседского центра — это дополнительная фишка проекта, которая выделяет его среди других комплексов, отмечает он. "Покупатели перестали всё мерить стоимостью “квадрата”. Им важна инфраструктура, качество будущей жизни. Наличие соседского центра в данном случае несомненный плюс", — говорит Сергей Терентьев.
Проблема соседского центра — крайне ограниченный пул независимых операторов, отмечает директор по маркетингу "Охта Групп" Елена Аккуратова.
"Чаще всего ими управляет собственная УК застройщика. И тут большая зависимость от человеческого фактора. Плюс время на раскрутку. Получается, соседский центр — возможный бонус для застройщика проектов с несколькими очередями сдачи. Так, соседский центр возник у нас в “Приморском квартале” и запроектирован в ЖК “Экография. Квартал у Петергофа”", — делится опытом она.
Риски создания соседских центров
Впрочем, как в любой бочке мёда, и здесь есть своя ложка дёгтя. Как говорят эксперты, наличие в ЖК дополнительной инфраструктуры может стать камнем раздора среди жителей.
"Они могут поспорить о том, кто первый, что лучше делать. А если подобная инфраструктура ещё и ложится общим расходом на всех жителей, тогда поводов для споров ещё больше и подобный центр уже не плюс, а минус. Подобных примеров много, причём в домах самых разных классов", — говорит один из застройщиков.
По словам экспертов, соседские центры могут играть важную роль в решении различных социальных проблем. Они способствуют снижению уровня преступности, повышению качества жизни и развитию гражданского общества. Кроме того, они могут стать платформой для реализации различных инициатив, направленных на улучшение городской среды, организацию культурных мероприятий и поддержку местных предпринимателей.
“
Специализированные соседские центры, со своими помещениями, регулярными мероприятиями, имеют право на жизнь прежде всего в достаточно больших проектах, на тысячи квартир. В историю, когда девелопер искусственно создает такое пространство и "раскачивает" его, поддерживая там активность, – мы не очень верим. Потому что видим на практическом примере: подобные соседские пространства в итоге существуют ровно до момента, пока девелопер готов инвестировать в их жизнь и эксплуатацию.
Наш подход несколько другой. Мы тщательно прорабатываем концепцию дворов как общественных пространств. Создаем, в коллаборации с психологами и урбанистами, такие дворовые пространства, которые максимально мотивируют людей общаться, проводить время вместе, не сидеть в четырех стенах.
Михаил Гущин
вице–президент по маркетингу и продукту Группы RBI
“
Мы создаем соседские центры в каждом своем новом районе. По замыслу, они должны стать для жителей районов вторым домом — или, по терминологии американского социолога Рэя Ольденбурга, "третьим местом", пространством для неформального общения. Это не дом и не работа, а место, где любой житель района может отдохнуть, заняться любимым делом, встретиться с соседями за чашкой чая, организовать для них или вместе с ними мероприятие. Здесь же можно будет на досуге поработать руками в столярной или слесарной мастерской, в том числе починить что-то из домашней утвари с помощью соседей или инструкторов-профессионалов. К услугам жителей будут также гончарная, художественная и рукодельная мастерские, а также зона для шитья, IT-центр и лаборатория по электронике и робототехнике.
Такие центры не только позволяют людям интересно и качественно проводить свой досуг. Они формируют локальные сообщества, здесь люди знакомятся друг с другом, формируют горизонтальные связи, находят единомышленников. В конечном счете так повышается качество жизни и усиливается чувство сопричастности к территории, формируются доверительные добрососедские связи. Все подобные центры в мире подчинены одной большой идее — объединить людей, активизировать их таланты и научить жить полноценной разнообразной жизнью друг с другом. Это особенно важно для семейной аудитории, которая является в наших проектах основной. Только так можно создать действительно комфортную среду и обеспечить эффективное развитие территории.
Елена Булин-Соколова
руководитель образовательного бюро "А101 Лёрнити"