Девелоперы активно меняют подход к проектированию мест общего пользования. После отказа от железных входных дверей последовало увеличение площади парадных и расширение их функций.
По оценкам экспертов, за последние 5 лет площадь входных групп в жилых проектах экономкласса увеличилась на 10–15%, а в проектах бизнес–класса и выше — на 20–30%. Возрастающее внимание к этим пространствам в многоквартирных домах стало ответом на запросы покупателей и влияние внешних факторов, таких как пандемия и общий тренд на удалённую работу. Также важную роль играет тенденция к уменьшению средней площади жилых помещений. Покупатели не желают переплачивать за лишние метры.
Изменение функционала парадных
К входным группам в Петербурге всегда относились с пиететом. Красивое и удобное парадное исторически является одним из важных преимуществ. И сегодня девелоперы используют входные группы для повышения популярности своих объектов. "Эта тенденция в последние годы только усиливается, так как конкуренция на рынке смещается в продуктовое поле. Места общего пользования (МОП) — визитная карточка объекта, которая в экономклассе всё ярче приобретает черты, характерные для жилья класса бизнес", — говорит коммерческий директор ГК "А101" в Петербурге Мария Орлова.
О непрозрачных железных дверях уже не может идти и речи, уверена она. "Кроме того, в парадных растёт высота потолков, появляются оборудованная зона ресепшен и места для ожидания, где, например, можно встретить курьера, а также колясочная зона. Здесь обязательно должна быть оборудована безбарьерная среда. В некоторых домах появляются встроенные коворкинги, которые соединены с входной группой. Постепенно меняется и планировка: уходят в прошлое сложные системы коридоров, которые иногда соединяли МОП с лифтами", — рассказывает Мария Орлова.
Впрочем, приживается не всё. Например, модные в своё время специализированные зоны для мытья лап животных не прижились и сегодня считаются атавизмом. Как и туалеты в проектах массмаркета — они требуют постоянной уборки, что особенно сложно в больших домах и подъездах на 200–300 квартир. Дополнительные расходы жильцы нести не хотят. Зато остаются популярными пространства для хранения колясок и велосипедов (хотя они тоже вызывают много споров у собственников).
Ещё один тренд — организация большой центральной входной группы в жилом комплексе. Речь о том, что в дом можно попасть только через один–два входа. "Это новая опция для проектов комфорт–класса, ранее такие зоны размещались в объектах высокой классности. Появление такого пространства, его отделка, функционал, тот уровень комфорта, который оно призвано обеспечивать, оказывает большое влияние на общее восприятие проекта, подчёркивает его индивидуальность, формирует узнаваемость", — говорит коммерческий директор холдинга "РСТИ" Екатерина Немченко.
Как говорят эксперты, это несколько усложняет логистику для жителей комплекса, зато в разы повышает безопасность и комфорт. "Все курьеры, все посетители идут через один вход, где их контролирует охрана и нет посторонних, которые заходят через домофоны и гуляют по комплексу", — считает генеральный директор "Максимум лайф девелопмент" Игорь Карцев.
Кроме того, это позволяет за счёт электроподогрева площадок перед входом, системы грязезащиты и тёплого пола в тамбурах снизить количество грязи в комплексе.
Визитная карточка дома
Входные группы отделывают максимально претенциозно, ведь, как говорят участники рынка, они — визитная карточка не только комплекса, но и застройщика. "Дизайнерская отделка МОП выполняется в стилистике и фирменных цветах ЖК", — говорит Екатерина Немченко.
Чаще всего в центральной входной группе используются натуральные материалы: камень, дерево, металлические детали в сдержанных, спокойных оттенках.
Также к лобби добавляют многофункциональные общественные пространства, где жители могут не только встречаться и общаться, но и заниматься различными активностями. Это могут быть общие зоны для отдыха с удобной мебелью, места для занятий спортом.
"Такие изменения не только отвечают текущим потребностям жильцов, но и формируют новые стандарты комфорта, безопасности и эстетики в городской среде. Учёт всех этих факторов в проектировании и строительстве позволяет создать жильё, которое действительно отвечает современным требованиям и ожиданиям", — объясняет директор департамента недвижимости группы "ЦДС" Сергей Терентьев.
В элитных жилых комплексах общие зоны могут занимать до 20–25% общей площади здания. Их оформление зависит от класса жилого комплекса и основной концепции проекта. При этом в сегментах с высокими ценами многие застройщики начинают сотрудничать с известными студиями дизайна. Для каждого проекта разрабатывается индивидуальный проект, соответствующий общей идее комплекса, с тщательным выбором отделочных материалов и декоративных элементов.
“
Наполнение общественных мест в жилых домах, как правило, зависит от масштаба проекта и его концепции. В крупных квартальных застройках предполагается более насыщенная инфраструктура, нежели в камерных проектах. Чаще всего девелоперы организовывают места для проведения семейного досуга или формирования культуры добрососедства: хобби–румы, детские клубы, коворкинги. В высоком ценовом сегменте большое внимание уделяется эстетике общественных зон. Один из последних трендов — создание пространства, подобного лобби роскошного отеля: со стильной зоной ресепшен, местами для отдыха, переговорными комнатами.
Александр Терентьев
директор по продажам Hansa Group
“
Сейчас в подавляющем числе новых проектов, к счастью, в обязательном порядке реализуется безбарьерный вход в уровень тротуара, просматриваемые и хорошо освещённые входные группы. Безусловно, чем выше сегмент жилья и масштаб проекта, тем у девелоперов больше возможностей для функционального обогащения и дизайнерских решений в МОП. Иногда выделяется центральная входная группа — парадное, которому уделяется отдельное внимание. Наполнение МОП становится одним из способов дифференциации на рынке и диалога с покупателем. Одни компании делают парадные большими, пышными и многофункциональными — с переговорными, фитнес– и спа–зонами, другие — аскетичными (МОП — просто точка попадания в дом). Наличие или отсутствие стойки ресепшен наконец начинает увязываться с реальной эксплуатацией и с готовностью УК эту функцию поддерживать, а жителей — оплачивать. Повсеместная интеграция современных систем домофонии и видеонаблюдения часто нивелирует необходимость в консьерже. Ну и важно, чтобы предложенные опции были востребованы жителями.
Всеволод Глазунов
директор по маркетингу Legenda
“
Представление и клиентов, и девелоперов о том, как должны выглядеть современные входные группы и места общего пользования в проектах, поменялось за последние годы. Сегодня интересно оформленные лобби с зоной ожидания могут быть представлены и в комфорт–классе. У нас разработан типовой дизайн–код для мест общего пользования в проектах линейки комфорт. Первым местом, в котором он будет воплощён, станет проект в Парголово. Там пространство лобби площадью 32 м2 разделено на несколько функциональных зон. В нём появится удобная зона ожидания со скамейкой в футуристическом стиле, лифтовый холл, колясочная.
Екатерина Ульянова
директор департамента маркетинга и продукта GloraX
“
Действительно, за последнее время запрос к МОП у жителей несколько изменился. Например, сейчас у людей есть потребность в общении с друзьями и соседями. Учитывая это, застройщики стараются планировать в своих объектах общественные места, расположенные вне квартиры. Одно из решений — центральные входные группы в жилых комплексах. Ещё лет пять назад они встречались только в элитных объектах. Сейчас входные группы есть даже в домах комфорт–класса. Это просторные и уютные общественные помещения на первых этажах, зачастую имеющие второй свет (из–за отсутствия межэтажных перекрытий свет попадает через окна и первого, и второго этажей). Во входных группах, как правило, есть холлы для отдыха, кофе–пойнты, зоны с каминами. Здесь можно встретиться с друзьями, отдохнуть или подождать такси. Ещё один очень востребованный тренд — это наличие в домах специальных мест для хранения. К ним относятся расположенные обычно на первых этажах кладовые или колясочные.
Павел Мельников
директор департамента развития проектов Setl Group, "Петербургская недвижимость"