Перезапуск реформы: транспортные проблемы разгневали жителей Петрозаводска

Уход гатчинского перевозчика вызвал неоднозначную реакцию в Карелии
Автор фото: Маргарита Иванова

Уход "Транс–Балта" из столицы Карелии опечалил горожан. Зато дал властям Петрозаводска большую пищу для ума.

В конце июня голубые автобусы гатчинского "Транс–Балта" построились колонной и покинули карельскую столицу. Провожали их едва ли не со слезами на глазах. Горожан понять можно: приезжий перевозчик так быстро и прочно вошёл в распорядок дня, с вежливыми водителями, точным расписанием и удобными креслами "Волгабасов", что снова садиться в разбитые пазики никому не хотелось. К тому же в первые дни после ухода голубых автобусов после 19 часов добраться из одного района в другой стало просто невозможно.
А ушёл "Транс–Балт" из–за просчёта команды городских властей. Какой именно команды — уже, наверное, не выяснить точно. Не нынешний состав администрации заключал крайне невыгодные соглашения с прежними перевозчиками. Но объясняться с разгневанными горожанами пришлось "свежему" мэру Инне Колыхматовой.
Дело в том, что "Транс–Балт" пригласили работать в Петрозаводск по брутто–контракту. Рынок автобусных маршрутов прочно поделён между частными транспортными компаниями. Перевозчики живут по своим законам: меняют расписание как хотят, автопарк не обновляют, могут проехать мимо остановки или пропустить часть маршрута, если не хочется ехать или маловато пассажиров. Поскольку транспорт общественный и перевозчики на претензии не реагируют, всё своё возмущение горожане адресовали мэрии. А мэрия на все вопросы отвечала: рычагов влияния на маршрутчиков нет.
Появление "Транс–Балта" должно было ознаменовать начало транспортной реформы. Об этом говорили долго и громко. Сначала, как водится, на уровне республики, потом — на городском. К хорошему горожане привыкли быстро. Но спустя год выяснилось: денег у города на такую роскошь, как работа перевозчика, нет. А старые перевозчики, на чьи маршруты выпустили "варягов", доказали через суд, что могут ездить как хотят до 2026 года.
В группах "Транс–Балта" в соцсетях ещё долго появлялись признания в любви к гатчинскому гостю, просьбы вернуться. Компания отвечала: вернёмся, если так решат власти. Но власти ничего не могли поделать. Стало очевидно: подготовка транспортной реформы была проведена некачественно.
Возмущение горожан росло. Тем более что после ухода "Волгабасов" остались без транспортного сообщения с городом два отдалённых района. Жители Соломенного (одного из них) даже начали кооперироваться: те, у кого есть машины, оставляли объявления в группе района в соцсети и брали попутчиков даром.
На горизонте маячил учебный год, плохая погода и такси по цене поезда до Петербурга. Горожане ждали.

Маршрутный гамбит

Запретить перевозчикам выходить на маршруты мэрия не могла. То есть уже существующими маршрутами до 2026 года остаётся только пожертвовать. Зато создавать новые маршруты мэрии никто не мешает.
Наученная горьким судебным опытом, городская администрация одновременно начала подготовку перезапуска транспортной реформы с двух сторон. Был проработан сначала один маршрут по брутто–контракту, как раз для одного из отдалённых районов, Сулажгорского кирпичного завода.
Требования к перевозчикам были такие же, как и в случае с "Транс–Балтом": новые автобусы с местами для инвалидов и системой наблюдения, соблюдение расписания, водители в форме. Словом, было сделано всё, чтобы развалюхи–пазики на новых маршрутах не появились.
С другой стороны, город в срочном порядке принимал у республики новенькие автобусы. Надо сказать, что пригородное и междугороднее автобусное сообщение для Карелии очень важно. Электрички задействованы мало. И в последние годы Карелия взялась за обновление автобусов "Карелавтотранса" — предприятия, которое работает на пригороде и межгороде.
Вот у республики и были позаимствованы Петрозаводском новые, современные автобусы. Понятно, что это как занимать в долг у себя самого. Однако других вариантов не было. Автобусы отдали в ведение муниципального унитарного предприятия "Городской транспорт", которое занимается эксплуатацией… троллейбусов. Естественно, аукцион на первый новый созданный маршрут "Городской транспорт" выиграл. Техника новая есть, видеонаблюдение есть. Одна беда — нет водителей.
Поэтому в первые дни расписание "гуляло". Однако довольно быстро шофёров нашли. Да, рейсов не хватает. Но это лучше, чем ничего. Дальше — больше: для отдалённого Соломенного тоже разработали муниципальный маршрут. И как раз сейчас проводят аукцион. В котором "Городской транспорт" тоже участвует.
На вопрос о том, не хочет ли город пригласить "Транс–Балт" снова, в мэрии тактично отвечают:
"Транспортная компания “Транс–Балт” имела возможность принять участие в конкурентных процедурах за право работы на 30–м маршруте, а также может заявиться на маршрут №28 в настоящий момент".
Будут ли появляться новые маршруты? Возможность их введения будет рассмотрена при наличии соответствующего финансирования, говорят в мэрии.
"Набираем новых водителей, желающие уже есть, — рассказал “ДП” директор “Городского транспорта” Дмитрий Романов. — Автобусы в достаточном количестве и соответствующие условиям будущего контракта у нас уже есть. В этом году нашему предприятию был передан по решению главы Карелии 21 автобус".
Интересно, что в момент перезапуска транспортной реформы в "Городской транспорт" назначили нового руководителя. Он депутат горсовета, в рекордные сроки добился повышения зарплаты для водителей троллейбусов и увеличения субсидии для предприятия.
Однако вопрос убыточности брутто–контрактов всё ещё на повестке.
"Учитывая социальную направленность маршрута, ожидать, что выручка покроет все расходы, не приходится", — говорится в комментарии городской администрации.

Начинай сначала

Перезапуская транспортную реформу, власти озаботились получением вполне конкретного и, можно даже сказать, увесистого рычага влияния. Минтранс республики проработал поправки в законодательство.
"То, что действительно волнует горожан, — соблюдение расписания, интервалов, состояние автобусов, доступность для маломобильных граждан, поведение водителей — всё это сейчас по нерегулируемым тарифам не контролируется. Изменения в федеральном законодательстве дают возможность на уровне региона установить требования для перевозчиков и ответственность за их нарушение. Перечень определён строго в соответствии с федеральным законом", — говорила первый замглавы Минтранса Карелии Юлия Мизинкова на встрече властей, общественников и перевозчиков в середине сентября.
Законопроект Минтранса предполагает довольно жёсткий регламент работы: минимальные отклонения от расписания, кондиционеры в салонах и места для инвалидов, информационные табло в салонах и приличное состояние автобусов. А второй законопроект предполагает, что штрафовать нарушителей требований будут на 100 тыс. рублей. Но пока до вступления поправок в силу далеко.
Не выяснены и финансовые вопросы. Потому что убыточность новых социальных маршрутов очевидна. А маршрутчики, которые сделали на негнущихся ногах шаг вперёд и даже внесли часть своих автобусов в систему "Умный транспорт", вполне могут обернуть против города требования к автопарку. Требуете новые автобусы? Тогда проезд будет стоить не 50 рублей, а 70. Есть ли на этот случай у города план, а у пассажиров — деньги, пока не ясно.