Рынок спецтехники и коммерческого транспорта по результатам 2024 года войдёт в тройку лучших за всю историю. Такие прогнозы озвучили участники конференции "Дело Спецтехники", которая прошла в Москве и была организована "Авито Спецтехникой".
По словам экспертов, одним из главных трендов отрасли стало обеление рынка. Спикеры сошлись во мнении, что для отечественных производителей и официальных дистрибьюторов иностранной техники, соблюдающих ввозные и регистрационные нормативы, в России созданы честные конкурентные условия развития бизнеса. При этом повышать прозрачность рынка необходимо, чтобы сделки проходили безопасно: техника должна быть с полным пакетом документов, понятой историей и ценообразованием. Перечисленные факторы снижают риски попадания в спорные ситуации при эксплуатации или последующей продаже, подчеркнул заместитель начальника управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Станислав Черторыжский.
Платформа "Авито Спецтехника" при поддержке Минпромторга в стратегии своего развития также учитывает возникшую потребность рынка. В компании представили нововведения, влияющие на безопасность и удобство работы на платформе.
"Ежедневно на нашу платформу приходит 1,2 млн пользователей в поиске спецтехники и коммерческого транспорта, и наш ключевой фокус внимания сосредоточен на обелении процессов взаимодействия участников. Мы формируем такую среду, в которой всем сторонам сделки выгодно предоставлять актуальную информацию о стоимости техники, её наличии и местоположении. Чтобы покупатели могли выбирать и сравнивать варианты от разных — как известных, так и новых — брендов, мы работаем над созданием унифицированного каталога. В нём мы объединяем несколько индустрий — коммерческий транспорт, дорожно-строительную технику, сельхозтехнику в единую систему с удобным поиском по всем типам техники, брендам, модификациям", — говорит директор "Авито Спецтехники" Андрей Ковалев.
На конференции констатировали, что сложность выбора спецтехники сейчас связана с наличием большого количества брендов, которые пока мало известны российскому потребителю. Так, по данным классифайда, доля китайских брендов на российском рынке в сегменте нового коммерческого транспорта выросла с 10% в 2021 году до 63% в 2024.
"Многие компании анализируют опыт использования новых марок и сейчас находятся на стадии принятия решения о выборе техники на будущее. Также эксплуатантам сегодня непросто привлекать деньги, поэтому растёт спрос на аренду техники. Кроме того, в последние годы в мире наблюдается переход транспортных компаний от модели тяжёлых активов к лёгким, т. е. эксплуатанты арендуют технику по необходимости. В России этот тренд всегда был выражен не столь чётко, поскольку никогда не было игроков с крупными парками. Тем не менее он оказывает влияние на динамику продаж", — выступил основатель консалтингового агентства "Стратегия дела" Александр Цыпин.
Перспективы развития арендного направления подкрепляются данными платформы "Авито Спецтехника". Как уточнил директор категории "Аренда спецтехники" в "Авито" Тимур Осипов, более 200 тыс. пользователей платформы ежедневно интересуются арендой техники, предложения поступают от 80 тыс. поставщиков. Кроме того, уже более 5 тыс. заказов прошло через сервис.
"Также в Москве и ряде регионов сегодня работает сервис онлайн-заказа с безопасной сделкой: технику для аренды подбирают специалисты "Авито", деньги поступают на счёт нашей платформы и переводятся поставщику только после успешного завершения заказа. При возникновении спорных ситуаций мы запускаем процесс арбитража и помогаем сторонам сделки в них разобраться", — добавил он.
По оценкам специалистов, в России заметно выросла потребность в спецтехнике относительно прошлых лет.
"2024 год, по нашим прогнозам, войдёт в тройку лучших по результатам за всю историю, несмотря на номинальное замедление роста рынка спецтехники в сравнении с 2023 годом, который был рекордным для индустрии. Прогноз для рынка достаточно оптимистичный, потому что мы наблюдаем рост ВВП. Отечественные производители тяжёлых грузовиков даже нарастили объёмы. И хотя доля отечественных производителей на рынке спецтехники снизилась, это обычная ситуация для пиковых значений рынка — такой же тренд наблюдался и в 2007, и в 2012 годах. Когда рынок начнёт отступать от своих пиковых значений, доля вновь будет расти", — полагает макроэкономист, автор telegram-каналов "М2" и "Рынки грузовиков" Сергей Блинов.
Значимое влияние на развитие отрасли сегодня оказывает цифровизация бизнес-процессов. Тренды подкрепляются данными аналитиков "Авито Спецтехники":
Общий тренд, по мнению представителей "Авито Спецтехники", связан с ростом доли онлайн-поиска спецтехники. В 2022 году она составляла 10-15%, в 2024-м — 40%. Каждая третья сделка по продаже техники и транспорта с наработкой и пробегом проходит через онлайн-платформу. На этом фоне растёт конкуренция между продавцами: год к году их число в сегменте продажи спецтехники выросло на 30%, а в сегменте аренды спецтехники — на 15%. Предложение техники и транспорта с наработкой и пробегом на платформе выросло на 22% за год.
На конференции также были отмечены достижения игроков рынка по итогам прошлого года. Победителем премии "Дело Спецтехники" в номинации "Дилер года 2024" победила компания "Центр технического оборудования". В номинации "Бренд 2024 года" победили КамАЗ (категория "Коммерческий транспорт"), "СюйГун Ру" (категория "Дорожно-строительная техника") и белорусский МТЗ (категория "Сельскохозяйственная техника"). В номинации "Арендная компания года 2024" выиграла "Группа СТМ", в номинации "Прорыв года 2024" — "Техника для бизнеса".
Как сообщал ранее "Деловой Петербург", власти Северной столицы в сентябре 2024 года анонсировали старт программы "Автотранспорт и спецтехника для бизнеса". По её условиям бизнесмены смогут взять у города льготный заём на покупку авто или спецтехники, которая была собрана на заводах Петербурга.
Между тем спецтехнику из стран Евросоюза и США на стройплощадках Петербурга и Ленобласти заменили китайские бренды. Подробнее об этом читайте в статье на dp.ru.