Архитектор Явейн о центре Петербурга: "Ничего у нас не реконструируется"

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"
Всё чаще можно услышать новости о сносе старых домов или увидеть заголовки в духе: "Градозащитники выступили за сохранение дореволюционной постройки". И сегодня это действительно важная тема, потому что современному мегаполису важно решить задачу: как сохранить старое и при этом развиваться?
Народный архитектор России Никита Явейн в беседе с "Деловым Петербургом" рассказал, подешевеет ли ваша квартира, если дом признают объектом культурного наследия? Какие исторические объекты лучше сносить, а какие перестраивать? Весь ли сталинский ампир можно считать исторической ценностью? Кто такие градозащитники и почему они часто занимаются не тем?
Интервью и историю о том, как защищали дома в Российской империи и СССР, можно послушать в нашем подкасте.
Памятник архитектуры — что это с точки зрения закона?
— ​С ​точки ​зрения ​закона ​есть ​объекты ​культурного ​наследия ​федерального ​и ​регионального ​значения. ​Ещё есть муниципального, ​но ​Петербурга ​это ​не ​касается. ​Они ​внесены ​в ​реестр. Есть, ​в ​общем, ​довольно ​устоявшаяся ​сегодня ​судебная ​практика, ​которая ​эти ​правила ​как-то ​оговаривает. ​Ну, ​сразу ​скажу, ​если ​кто-то ​думает, ​что ​это ​очень ​здорово, ​когда ​ваш ​дом ​становится ​под ​охрану, ​то ​я ​его ​разочарую.
Почему?
— Ну, ​допустим, ​вы ​захотите ​передвинуть ​стеночку ​в ​квартире ​на ​50 ​см. ​И ​это ​легализовать ​как-то. Или ванну сделать в коммуналке. Тут-то вы и попали.
А ​стоимость ​квартиры ​увеличивается, ​если ​дом ​попадает ​в ​объект ​культурного ​наследия?
— По-моему даже немного уменьшается. Ну ​вы ​представьте ​себе ​всю ​процедуру. ​Вам ​надо ​искать ​лицензированного ​эксперта, а их в Петербурге немного.
Идея, ​что ​все ​дома, ​построенные до ​1917 ​года, ​должны ​безоговорочно ​признаваться ​памятниками или ​объектами ​культурного ​наследия, верная?
— Это не совсем так. Это говорится о памятниках. Есть некая промежуточная статья. Вновь выявленные объекты меж исторического культурного значения. Это примерно 3 тыс. объектов. ​А ​есть ​так ​называемые ​исторические здания. ​В ​рамках ​охранных ​зон ​они ​отмечены, ​у ​них ​есть ​такая ​учётная ​карточка маленькая. Там ​охраняется ​только ​в ​основном ​внешний ​вид. Но это простыми словами, на деле всё сложнее. Возможно, ​там ​какое-то ​переустройство ​на ​первых ​этажах. ​Возможно, ​там ​подъём ​крыши ​по согласованию ​до ​одного ​метра. ​И ​всё-таки ​много ​моментов. ​Но, ​в ​принципе, ​их ​нельзя ​сносить ​категорически. ​И ​дальше ​там ​очень ​сложная ​система. ​Регламентация — ​она ​завязана ​в ​каком ​районе? ​Если ​в ​охранной ​зоне, ​в ​центре ​самой, ​там ​вообще ​нельзя ​сносить. ​Если ​там ​первая ​зона, ​только по ​аварийности. Если в глубине, то можно не воссоздавать, даже если не аварийность.
Я ​вам ​честно ​скажу, ​сегодня охранное ​законодательство — ​это ​как ​Библия. Ддесятки ​толкователей, есть ереси, есть практика.
Всегда ​ли ​возможна ​реставрация ​зданий? ​Может ​быть, ​в ​каких-то ​случаях ​даже ​нет ​смысла ​сохранять ​лицевую сторону?
— Как ​раз ​фасадная ​сторона в ​90% ​случаев из 100 ​не ​вызывает ​больших ​споров. ​Но это сегодняшнее видение проблемы. ​Завтра ​оно ​может ​измениться. ​Когда ​одноэтажный ​дом, ​а ​вокруг ​уже ​сформировавшаяся ​застройка, ​вроде ​бы ​уже ​как-то странно. Старожилы считают, что его надо спрятать. Если этот дом действительно интересен, ​то ​его ​нельзя ​трогать.
Но ​споры ​в ​основном ​идут ​вокруг ​дворовых территорий. И ​споры ​очень ​простые. ​Вот ​у ​нас ​как-то ​там, ​на ​мой ​взгляд, ​немножко ​искажённое ​сознание. ​В китайской и французской практике есть ​чёткое ​понятие. ​То ​есть, ​если ​дом ​не ​живёт, ​то ​это ​самое ​страшное, ​что ​может ​произойти. ​Страшнее ​ничего нет, он ​погибнет.
Есть ​два ​способа ​снести ​памятник. ​Один ​быстрый, ​но ​очень ​рискованный ​и ​дорогостоящий — это его снести (потому что он исторический). А второй — сделать его памятником и оставить его.
То ​есть, ​он ​будет ​дольше ​сноситься ​по ​времени, но ​в итоге будет ​то ​же ​самое?
— И ​без ​скандалов, ​главное.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
А что насчёт советского классицизма? Формально ​здание ​построено ​не ​так ​давно, ​но ​там ​тоже ​есть ​критерии, ​что ​можно ​относить ​к ​охраняемым ​объектам, ​что ​нельзя.
— Со сталинским ампиром сложно. Он берётся под охрану, но как-то выдернуто, без понятных критериев. Есть ужасные дома, сделанные хозспособом с наляпанными капителями и звёздочками. Есть люди, которые не отличают Росси от такого строительства, и это наша беда. Хороший пример — здание Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности на 2-м Муринском. Формально оно не историческое и его никак не защитить, к тому же брать его под охрану, когда инвестор уже приобрёл его, не самый хороший вариант. Ты вложил деньги, а тебе говорят: "Извини, парень, мы передумали".
Есть ли ​архитектура, ​которую ​обязательно ​нужно ​сносить?
— Ну я бы тут не архитектуру отметил, а посмотрел на опыт других туристических городов. Прежде всего, здания, вылезающие из характера исторической застройки. Потому что если мы начнём стили комментировать, то это не по мне.
Это субъективно, да?
— Да. ​Здравый ​смысл ​тут ​не ​помогает, ​а ​мешает. ​Исходя ​из ​здравого ​смысла, ​в ​30-е ​годы ​многие ​очень ​умные ​​люди ​говорили, ​что ​Спас ​на ​Крови ​уродует ​Петербург. ​И ​это ​правда ​с ​их ​точки ​зрения. Они-то ​в ​общем ​сделали ​наш ​Петербург ​классическим. ​Потому ​что ​до ​революции ​он ​не ​был ​таким ​классическим, ​как ​стал ​в ​20–30-е ​годы. ​Они ​его ​причесали, ​скажем ​так. Если ​на ​это ​ориентироваться ​— мы ​далеко ​уедем. ​Это ​даже ​не ​вкусовщина. ​Да, ​при ​этом ​у ​нас ​очень ​низкий культурный уровень архитектурного восприятия.
Снос помогает городу развиваться?
— Очень редко. Но ​у ​нас, ​я ​считаю, ​если ​по ​лицевым ​— почти ​никогда (такого не происходит — прим. ред.). ​У ​нас, ​понимаете, ​очень ​большие кварталы, ​глубокие. ​​Они ​неудобные ​в ​этом ​плане, надо ​признаться. ​У ​нас ​мало ​улиц, ​много ​территорий. ​Поэтому ​​есть ​в ​​самом ​центре ​совершенно ​убитая ​территория ​где-нибудь ​в ​третьих ​дворах. ​А ​ ​есть ​вообще ​​непонятные ​фрагменты, и ​там ​что-то ​надо ​делать. ​А ​когда ​там ​распространяется ​система ​такой ​тотальной ​охраны, ​есть ​вопрос.
То ​есть, ​каждый ​раз ​баланс ​​получается ​между ​настроением ​​бизнеса и развитием города?
— Сейчас, кстати, очень мало проектов, которые связаны с историческим центром. Ничего у нас не реконструируется. Единичные объекты.
В ​последние ​годы ​мы ​стали ​реже ​слышать ​о ​каких-то ​скандалах, ​связанных ​с ​реконструкцией, ​со ​сносом, ​перестройкой ​и ​так ​далее. За ​исключением, ​наверное, Конюшенного ​ведомства. ​У ​нас ​стали ​меньше ​сносить? ​Или как-то все стороны пришли к компромиссу, что из себя представляет центр Петербурга?
— Я ​могу ​сказать ​что ​где-то ​лет за ​5–10, в ​этот ​промежуток ​сформировалась ​какая-то ​практика ​законодательная. Она более-менее ​устоялась, ​​стала ​понятна ​и ​безальтернативна. ​Судебная ​практика какая-то тоже, ​в ​общем, ​довольно ​сильная. ​И ​правила ​игры ​местные, ​условно ​говоря, ​уже ​знают. И, допустим, свой здравый смысл у каждого свой. Живут по правилам. Скажу, что у нас достаточное суровое, жёсткое законодательство.
В ​Петербурге ​сложился ​потрясающий ​симбиоз. ​С ​одной ​стороны ​градозащитники, ​общественники. С ​другой —​ ​застройщики, ​которые ​поняли ​правила ​игры. С ​третьей ​стороны ​— регулирующие ​органы. Получается, ​что ​центр ​мы ​сохраняем ​как ​историческую ​данность?
— В общем-то, да. Но, как мне кажется, градозащитники несколько выпали в последнее время.
Почему?
— Регулирующий орган взял на себя эту роль. Что такое градозащитники? Это же не профессия. Если профессия, то кто за неё платит деньги? Во всём мире градозащитники — это люди, которые берут инициативу приспособить для жизни какие-то брошенные дома, что-то воссоздать. А у нас эти люди всегда против и заявляют, что всегда власти всем должны. Какой-то социализм.