Фитнес–клубы Петербурга столкнулись со стагнацией

Автор фото: ТАСС

Фитнес–индустрия в Петербурге прирастает новыми проектами, но развивается не так стремительно, как в других регионах России.

В 2024 году на рынок Петербурга вышло несколько новых сетевых концепций фитнес–клубов. Среди них DDX Fitness в ТЦ "Галерея" и Spirit Fitness в ТЦ "Невский центр". Это проекты с помесячной оплатой, которые ориентированы на массового потребителя за счёт доступной цены абонемента.
Кроме того, в ТЦ "Атлантик Сити" на месте фитнес–клуба World Class открывается Fitness 24. Сеть студий групповых и персональных тренировок Newfit планирует открытие ещё двух точек.
В I квартале 2025 года анонсировано открытие фитнес–клуба Fitness House в Новогорелово Ленинградской области.
"По итогам первого полугодия 2024 года доля площадей, занимаемых фитнес–центрами и другими арендаторами категории "спортивные товары", в ТЦ Петербурга составила 3%. Несмотря на снижение показателя за последние 5 лет, спортивная составляющая постепенно становится более популярной", — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
По её словам, самые востребованные помещения для реализации фитнес–центра — до 2,5 тыс. м2.
Тенденцию подтверждают в Nikoliers. Там отмечают, что иногда спортивные клубы появляются в помещениях, ранее занятых арендаторами других категорий, например в ТЦ "Жемчужная Плаза" под фитнес–клуб DDX Fitness была отведена часть пространства кинотеатра. При этом новые торговые центры, такие как ТЦ "Экопарк" (открылся в IV квартале 2023 года) и ТЦ "Лунапарк" (открытие в IV квартале 2024 года), предусматривают помещения под фитнес–операторов ещё на этапе проектирования.
"Среди наиболее активно развивающихся сетевых операторов можно выделить Fitness House, Spirit Fitness и DDX Fitness. Можно ожидать, что фитнес–клубы продолжат активно открываться как в уже существующих, так и в строящихся торговых центрах Петербурга", — полагают в Nikoliers.
Аналитики добавляют, что на данный момент в торговых центрах Петербурга наиболее востребованы полноценные фитнес–клубы площадью от 1,5 тыс. м2. Однако в отдельных ТЦ представлены и малоформатные операторы до 500 м2, например студии растяжки Stretching Baze в ТЦ "Капитолий" и You Stretch в ТЦ "Зебра", а также сайкл–студии, такие как Velobeat в ТЦ "Владимирский Пассаж".
Фитнес–рынок Петербурга развивается не так активно, как в более отдалённых российских регионах, отмечает директор по франчайзингу и развитию XFit Ирина Троска.
"При этом мы уже подписали несколько договоров на открытие в Северной столице в 2025 году клубов нашего флагманского проекта XFit Point. Автоматизированные мини–студии без персонала прекрасно интегрируются в любую застройку, так как требуют всего от 120 м2, что делает их востребованными как клиентами, так и франчайзи. То есть при относительной стагнации фитнес–отрасли в Петербурге сказать, что развития нет, невозможно — оно продолжается, хотя и не такими быстрыми темпами, как прежде, а также меняется структура форматов клубов", — поясняет она.

Хорошая привычка

Не ослабевает спрос и на онлайн–тренировки, к которым многие привыкли во время пандемии и самоизоляции.
COO FitStars, Founder & CEO Dietology.Live Анна Третьякова отмечает, что, согласно Global Market Insights, глобальный рынок онлайн–фитнеса является одним из самых быстрорастущих сегментов. Аналитики прогнозируют дальнейший рост на 30% год к году.
"Рынок онлайн–фитнеса в России имеет схожую тенденцию к росту. В 2018 рынок оценивался в 1,5 млрд рублей, в 2020–м был резкий скачок за счёт ковидных ограничений до 3–4 млрд рублей. В 2021 году мы наблюдали откат после снятия ограничительных мер. Однако после этого рынок продолжил расти с темпом 20–30% год к году. Что касается нашей платформы, к началу пандемии мы вышли на точку безубыточности и продолжили активно расти. Ковид ускорил нашу экспансию. А снятие ограничительных мер уже никак не повлияло. Клиенты успели привыкнуть к формату", — говорит Анна Третьякова.
Онлайн–фитнес лишь отчасти конкурирует с фитнес–клубами. Люди, предпочитающие тренироваться в зале, дополняют свою активность тренировками онлайн в поездках. Однако в большей степени онлайн–фитнес вовлекает в тренировки тех, кто ранее не занимался спортом вообще.