Восстание машин: платные парковки стали инструментом пополнения казны Петербурга

Платные парковки в Петербурге превратились в важный источник пополнения бюджета
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Власти не хотят отказываться даже от части средств, которые приносят в бюджет города платные парковки.

Комитет по транспорту Петербурга оценил возможные потери от отмены платы за парковку в историческом центре по воскресеньям и в праздничные дни в 370 млн рублей, что составляет 12,4% совокупного объёма поступлений в бюджет от работы единого городского парковочного пространства (ЕГПП).
Информацию комитет предоставил в ответ на запрос фракции "Яблоко" в Законодательном собрании. Ответ был направлен депутату Борису Вишневскому (признан иностранным агентом и сегодня заседает в парламенте последний день) на прошлой неделе.

Отменят ли плату за парковку

Идею сделать парковку бесплатной хотя бы по выходным в ЗакСе обсуждают по крайней мере с начала года. В феврале вопрос поднимали на заседании постоянной комиссии по транспорту. Курирующий сферу парковок замглавы Комтранса Дмитрий Ваньчков тогда пояснил, что, если стоянку по выходным сделать бесплатной, весь эффект от введения платных парковок нивелируется. По выходным в центр Петербурга стягивается большое число гуляющих — в Москве же (где есть бесплатные парковочные зоны в выходные дни) ситуация обратная.
Однако мешает прохождению инициативы и другой нюанс. Если по выходным в центре будет бесплатная парковка, это означает, что СПб ГКУ "Городской центр управления парковками" не соберёт с горожан часть денег. А просто так казна доход терять не может. На это указал и губернатор Александр Беглов в мае в своём отзыве на законопроект "Яблока", предлагающий отменить плату за парковку в выходные дни.
"Принятие проекта закона приведёт к снижению доходов бюджета Санкт–Петербурга. Вместе с тем проект закона не сопровождается финансово–экономическим обоснованием, содержащим информацию об объёме недополученных доходов бюджета Санкт–Петербурга в случае принятия проекта закона", — говорится в отзыве градоначальника.
Одновременно с этим в Смольном настаивают, что ЕГПП — это скорее утилитарный инструмент регулирования, а не просто дополнительный сбор.
"Задача платной парковки — упорядочить движение, а не извлечь прибыль", — говорил вице–губернатор Кирилл Поляков в августе прошлого года.
В итоге складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, платные парковки позиционируются как инструмент, а денежные поступления от них по сути оказываются незначительным побочным явлением.
И даже при этом, как рассказывал "ДП" в июне, система платной парковки работает в плюс — то есть приносит денег больше, чем тратится на её обеспечение. За первые 9 месяцев 2024 года в бюджет Петербурга от работы платных парковок поступило 4,9 млрд рублей. Из этой суммы 1,2 млрд пришлось на штрафы за нарушение правил стоянки.
С другой стороны, отказываться от части поступлений в казну город не собирается. Причём вытекает это из особенностей бюджетного регулирования, на что и указывает губернатор: потерю денежного потока нужно обосновывать. То есть с формальной точки зрения платные парковки всё–таки являются важным источником доходов.

Оценки потерь бюджета

Что касается потенциальных потерь бюджета: в июне глава постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Алексей Цивилёв со ссылкой на письмо Комтранса рассказывал, что такое решение обойдётся бюджету в 1,2 млрд рублей недополученных доходов.
В том же письме ведомство признало, что и в выходные, и в будни парковки загружены одинаково, а средняя скорость транспорта в центральных кварталах в сравнении с замерами 2019 года не выросла, а даже уменьшилась.
Разночтения в цифрах, приводимых депутатами разных фракций, можно объяснить среди прочего тем, что "Яблоко" оперирует подсчётами только для воскресений и праздничных дней, а Алексей Цивилёв — для всех выходных (соответственно, включая субботы). Но даже если считать по верхней планке в 1,2 млрд рублей — это менее 0,1% от запланированной доходной части бюджета на 2025 год.

Как подорожает парковка

Октябрь вообще оказался богат на события вокруг платных стоянок в Петербурге. Например, Городской центр управления парковками начал поиск подрядчика для строительства стоянки на Конюшенной площади. В последние несколько лет занимаемую машинами площадь зимой освобождали от авто для оборудования сезонного ледового катка. Теперь же зону окончательно закрепят за автомобилистами.
Примечательно, что в 2019 году непосредственно в здании Конюшенного ведомства проводилась выставка проектов преображения памятника, обратил внимание урбанист Георгий Фролов в своём telegram–канале. Причём из пяти представленных проектов три предусматривали концепцию преображения прилегающей площади — организацию на ней пешеходных пространств и зелёных зон. Отдать площадь полностью под парковку ни один из проектировщиков не предлагал.
Кроме того, стало известно о повышении тарифов на перехватывающих и городских автомобильных стоянках. Тариф на перехватывающих парковках вырос сразу в 4 раза — с 25 до 100 рублей в час, сравнявшись со ставкой за стоянку на "синей разметке" (при этом оставить машину на таких стоянках можно бесплатно, если водитель совершает за день не менее двух поездок на общественном транспорте по "Подорожнику").
"Стоит отметить: стоимость использования автостоянок в Петербурге была неизменной почти 10 лет. При этом расходная часть на эксплуатацию городских автостоянок с каждым годом растёт, в результате чего доход от эксплуатации уже не компенсирует содержание объектов", — говорится в сообщении Городского центра управления парковками.
Негативный фон и без того болезненным новостям добавили технические неполадки в системе оплаты платной парковки. Они начались ещё утром 24 октября и продолжались 2 дня. Неудобства были связаны с обновлением софта и переводом системы на российское программное обеспечение.
И если у владельцев смартфонов на Andorid 26 октября появилась возможность скачать обновлённое приложение в RuStore и Google Play, то владельцам телефонов от Apple для оплаты парковки предлагают использовать веб–версию формы на сайте ГЦУП.