В поиске решений: тренды строительного рынка обсудили на конференции "ДП"

Автор фото: Дмитрий Андреев

В 2024 году ежегодная строительная конференция "Делового Петербурга" традиционно стала площадкой для продуктивного диалога. Который особенно важен в сложных условиях для отрасли. По прогнозам игроков рынка, следующий год для многих компаний будет ещё более непростым. Какие альтернативные решения, продукты, перспективные направления позволят пройти эту проверку на прочность, участники мероприятия в том числе рассказали журналистам в интервью.

Строительная конференция всегда собирает большое количество участников и гостей не только потому, что проект поднимает наиболее актуальные темы, даёт дополнительную возможность деловому сообществу обсудить наиболее значимые вопросы и предложения по развитию отрасли и региона с представителями власти, является ценным источником ценной информации и идей для бизнеса, а также это территория комфортного нетворкинга, настроенного под конкретную отрасль. Ещё одна важная причина популярности проекта — в рамках мероприятия проводится церемония награждения победителей "Рейтинга строительных компаний – 2024" по версии "ДП". Что, кстати, ещё раз подчёркивает качество нетворкинга.
В 2024 году на церемонии была вручена одна специальная награда. Компания "РОСТерм" была удостоена Гран-при премии "Столица в квадрате" однако редакция решила, что самым логичным будет вручить награду именно на строительной конференции. Именно нацеленность на запросы игроков строительного рынка страны мотивировала предприятие экстренно наращивать мощности производства инженерного оборудования для водоснабжения и отопления. И за последние три года компания в этом действительно преуспела, о чём более подробно в интервью изданию рассказал генеральный директор ООО "РТСЗ" (бренд "РОСТерм") Александр Дядин. Он также поделился, как уникальность производства позволяет увеличивать продажи, а также активнее осваивать новые рынки — что является точкой роста для компании в сложившихся условиях для строительной отрасли:
Генеральный директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова также отметила, что в ситуации сокращения объёмов строительства в долгосрочной перспективе ожидаемо снижение спроса на системы отопления. Однако эксперт считает, что возможным выходом для предприятий, активно работающих со строительными компаниями, могут стать: увеличение своей доли на рынке, создание более качественной продукции, выгодные предложения для застройщиков. Так, в своём выступлении на конференции Виктория Нестерова рассказала, как за счёт применения передовых инженерных решений возможно повышение класса жилья. Кроме того, хорошие перспективы перед участниками рынка открывает поиск новых для себя ниш:
Холдинг "КВС" получил несколько наград в рамках рейтинга. И одна из них была присуждена редакцией "За комплексный подход к реализации малоэтажных проектов в городской агломерации". Компания активно развивает этот сегмент. И каждый такой проект это настоящий микрогород с собственной богатой инфраструктурой, где есть всё для комфортной жизни; яркий пример комплексного освоения территорий, созданный в соответствии с принципами современной урбанистики. И реализация всех проектов компании в 2024-м шла в плановом режиме, рассказала генеральный директор Агентства недвижимости "КВС" Анжелика Альшаева. Но при постоянно меняющихся условиях горизонт планирования сократился до месяца — и, учитывая строительный цикл в 2,5-3 года, это серьёзный вызов для девелоперов.
Директор по продажам жилой недвижимости ООО "Специализированный застройщик "Графит" (ГК Кронунг) Елена Алещенко предложила развернуть вопрос о сложностях для девелоперов в несколько другое русло: несмотря на всю совокупность ограничений и вызовов, с которыми сталкивается отрасль, — строительные компании создали все предпосылки для сделки. Это и беспроцентные рассрочки, и субсидированные ставки, и рассрочки на готовое жильё, перечисляет эксперт. И именно такой подход формирует рынок покупателя, уверена Елена Алещенко. Она также назвала те критерии, которые сегодня определяют качественный продукт в каждом сегменте недвижимости:
Впрочем, качество девелоперского продукта можно определить по факту окончания строительства, напомнила коммерческий директор холдинга "РСТИ" Екатерина Немченко. Именно тогда можно будет оценить, выполнил ли застройщик все обещания, насколько продукт соответствует ожиданиям потребителя и насколько он действительно удобен при последующей эксплуатации. И это утверждение основывается на богатом опыте холдинга, который за 20 лет работы построил свыше 1,7 млн м2 жилой, коммерческой и социальной недвижимости — при этом каждый проект компании является уникальным. Так, в жилом комплексе "Тайм Сквер" создана эксклюзивная концепция благоустройства, которую пронизывает идея непостоянства времени. За этот проект холдинг "РСТИ" получил специальную награду "Делового Петербурга". А в интервью Екатерина Немченко также рассказала, как счастье горожан зависит от девелоперов:
Согласны с тем, что строительство — это работа, а призвание — помогать людям стать счастливее, и в ГК "ПСК". Компания стала победителем в номинации "За создание концептуальных жилых кварталов на исторических и новых территориях Петербурга". Девелопер уверен, что квартальная застройка становится ведущим форматом развития города для людей. И создаёт такие проекты как отдельные экосистемы внутри микрорайонов, где сочетаются бытовое удобство, эстетический комфорт и самодостаточность жилых пространств.
Если же говорить именно про центр города, то здесь развитие сегодня тормозится множеством сложностей и противоречий, в том числе технических и юридических, говорит генеральный директор строительной компании City Solutions Василий Тимофеев. Необходимы конкретные понятные маленькие шаги для движения вперёд. И не в последнюю очередь для реализации сложных объектов в историческом центре Петербург должен сохранять и развивать строительно-техническую компетенцию, говорит эксперт. В том числе в этом направлении компания видит точки для собственного роста. А признанием уже состоявшихся заслуг девелопера стала награда "За вклад в повышение стандартов строительства элитного жилья", присуждённая за реализацию жилого проекта Villa Marina на Крестовском острове. О том, как задавать новые тренды в строительстве — Василий Тимофеев рассказал в интервью "ДП":
"За идеальное воплощение принципов mixed-use девелопмента в проекте малоэтажного строительства" премию получили малоэтажные кварталы "Кронфорт". Здесь реализована концепция сочетания жилой, коммерческой, досуговой функции в рамках одного комплекса. В проекте будут представлены квартиры с видом на море и нетривиальными планировками. На территории появятся торговый центр под открытым небом с пешеходным променадом, технологичные арт–объекты, фонтан, панорамная лаундж–зона на крыше. Также проект включает благоустроенную набережную, яхтенный причал, гостиницу четыре звезды, лицей, два детских сада, кабинет врача. И всё это об одном из главных трендов рынка, который сегодня максимально востребован потребителем, говорят эксперты.
Ещё одна тенденция последних лет — существенно возросшая роль маркетинга, не столько в количественном, сколько в качественном проявлении, замечает начальник отдела продукта и аналитики Группы ЦДС Наталья Кукушкина. Он "заходит на участок" ещё до того, как земля приобретена: специалисты оценивают потенциал пятна под застройку, строят финансовые модели, разрабатывают целевую аудиторию и квартирографию. И если принято решение о работе на этом участке, девелопер приступает проектированию — и здесь архитекторы тоже работают совместно с маркетологами, поясняет эксперт. Во всех последующих этапах реализации продукта тоже без маркетинга не обойтись. Журналисты уточнили, что потребуется для достижения наилучшего результата:
Согласен с тем, что сегодня девелоперы проявляют повышенное внимание к маркетингу и генеральный директор компании "Эксклюзив дизайн" (СЛЕДИЗАСТРОЙКОЙ.РФ) Артём Скирда — такой подход диктует высокая конкуренция, уточнил эксперт. При этом сегодня у игроков строительного рынка есть огромное количество инструментов. Среди основных: виртуальные туры, 3D-визуализации, удалённое видеонаблюдение за стройплощадками, социальные медиа, использование аналитики и систем big data — что позволяет изучать и систематизировать данные о поведении пользователей, а также рыночные тренды и прогнозы, корректировать маркетинговую стратегию; в процессе эксплуатации недвижимости — управление взаимоотношениями с клиентами. Однако эксперт уверен, что необходимы грамотный подход к применению этих продуктов и своевременная актуализация инструментария:
Вопрос оперативности важен по всем направлениям реализации девелоперского продукта, замечает сооснователь и исполнительный директор Группы Компаний Sky Team Павел Мыльников. Поэтому на рынке выигрывают те проектные бюро, которые готовы обеспечить выпуск качественной строительной документации с принятыми оптимизационными решениями, скорость выдачи этой документации и личную ответственность каждого сотрудника организации, уверен эксперт. Он также рассказал "ДП", какие негативные и позитивные факторы влияют на рынок сегодня: