В Петербурге насчитали около 400 потенциально опасных трамвайных остановок

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Согласно подсчётам специалистов "Горэлектротранса", в городе 386 остановочных пунктов, где трамваи ходят посреди проезжей части, но нет выделенной полосы. То есть пассажиры выходят из них прямо на дорогу.
Как сообщили "ДП" представители предприятия, оставшиеся трамвайные остановки расположены на выделенных полосах.

Отстали от столицы

Кроме всего вышеперечисленного в городе есть остановочный пункт ещё одного типа — островного. Это остановка "Детская музыкальная школа" на Московском пр. Она появилась несколько лет назад. Посадочная платформа там тоже расположена посреди проезжей части, но отделена от дороги ограждением.
Перейти к остановке с тротуара можно по светофору. Таким образом, для пешеходов эта остановка выглядит более безопасной, чем обычная, хотя выделенной полосы на этом участке нет. Сужения проезжей части также не происходит, так как платформа уместилась на широкой разделительной разметке.
Это так называемая "остановка венского типа". В Москве первая такая появилась в 2017 году, и эксперимент, судя по всему, был признан успешным. По данным столичной мэрии, в 2023 году в Первопрестольной насчитывалось уже более 400 подобных остановочных пунктов. Чиновники отмечали, что пассажирам нужно сделать всего шаг, чтобы сесть в трамвай.
"Приподнятые платформы особенно необходимы в тех местах, где остановки имеют выход на проезжую часть. На некоторых улицах до оборудования платформ при нанесении разметки в первую очередь обозначаются островки безопасности", — рассказывали в московском правительстве. Такие зоны разметки представляют собой зону безопасности для пассажиров и помогают снизить вероятность дорожно–транспортных происшествий. Затем на их месте планомерно появляются полноценные платформы.
Таким образом, счёт получается 400:1 в пользу Москвы. То есть в сфере безопасных остановок Петербург отстаёт от столицы гораздо сильнее, чем в области метро. Что может быть тем более обидно, если учесть, что в последние годы подобные платформы оборудуют и в других городах России.
В ходе дорожного ремонта в разных частях Петербурга безопасность остановок, по–видимому, не всегда оказывается в центре внимания. Так, например, на Политехнической улице посадка в трамваи у станций метро "Политехническая" и "Площадь Мужества" сохраняется с проезжей части. Нет платформ и на проспекте Науки, в том числе возле "Академической".
Впрочем, и единственная островная остановка на Московском не идеальна, отметил в комментарии "ДП" профессор Высшей школы транспорта Санкт–Петербургского политехнического университета Андрей Горев. Высота её явно не дотягивает до 30 см. А ограждение не защищает ожидающих трамвай пассажиров от обливания водой, а также от пыли.

Автомобили в приоритете

Причина того, что новых безопасных остановок в городе не появляется, по мнению Горева, заключается в том, что ими попросту некому заниматься. Комитет по градостроительству и архитектуре планирует новые трамвайные линии, но далее их проектированием не занимается. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры поглощён автомобильными дорогами. Комитет по транспорту отвечает за то, что уже есть, разделяя ответственность с комитетами по печати и по благоустройству, а также с перевозчиками (в ведение которых вернулись конечные станции).
Создаётся впечатление, что, по мнению чиновников, заниматься устройством трамвайных остановок можно только при новом строительстве или реконструкции.
"Мероприятие это нечастое, и когда о нём становится известно, то, естественно, КРТИ заявляет, что уже поздно, денег в проекте на трамвайные остановки нет. Видимо, такие города, как Челябинск, Тула, Ульяновск и многие другие, где трамвайные остановки на островке делают во время капитального ремонта трамвайных путей, находятся в другой стране", — рассуждает Горев.
В итоге, по мнению эксперта, в отсутствие интегрального управления транспортным комплексом страдает качество работы пассажирского транспорта. Но самое главное — страдают пассажиры.
Посадочные площадки на остановках — вопрос, который напрямую касается безопасности пассажиров, отметил в комментарии "ДП" транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов. По его мнению, новые безопасные остановки не появляются потому, что стоят денег и требуют капитального строительства, пусть даже в рамках капремонта.
Кроме того, по словам Вергазова, по логике людей, которые принимают решения, островные платформы представляют опасность для автомобилистов. Водители будто бы привыкли, что остановок посреди дороги нет, а полосы широкие и прямые. А тут их вдруг заставляют маневрировать и снижать скорость.
"Они у нас очень пугливые, и в таких местах якобы будут случаться ДТП. Лучше пусть им под колёса люди выходят. Это не гротеск, а реальная аргументация, которую я слышал собственными ушами или получал в письмах", — говорит Вергазов.

Правила помогут

Очевидно, что далеко не все улицы в Петербурге такие же широкие, как Московский проспект. Эксперт рабочей группы при правительстве РФ по безопасности дорожного движения Дмитрий Попов в разговоре с корреспондентом "ДП" отметил, что приподнятые платформы обычно сужают проезжую часть. Если уж делать, то всё–таки полноценную выделенную полосу для трамваев.
Что же касается безопасности пассажиров, он обратил внимание на то, что с марта 2023 года вступили в силу поправки к правилам дорожного движения, которые изменяют правила проезда трамвайных остановок. Если раньше можно было не дожидаться, когда трамвай закроет двери (если из них никто не выходит), то теперь требуется дождаться, пока погаснет световое табло "Внимание, пассажир!", и только потом уже ехать дальше.
Интересно, что сами жители иногда не поддерживают развитие инфраструктуры для трамваев. Так, недавно получила известность петиция группы горожан, которые протестовали против обособленной при помощи разметки трамвайной полосы на проспекте Науки. В частности потому, что она мешает автомобилистам поворачивать во дворы.
В "Горэлектротрансе" подчёркивают, что предприятие является эксплуатирующей организацией и возведение остановочных пунктов не входит в его зону ответственности.
"Однако с точки зрения безопасности пассажиров “Горэлектротранс” поддерживает возведение остановочных пунктов венского и островного типа. Но в большинстве случаев для этого требуется изменение планировочного решения дорог", — прокомментировали "ДП" на предприятии.
В комитете по транспорту воздержались от комментариев. "ДП" направил вопросы в КРТИ.