Рост числа аварий с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), который наблюдался с 2018 года, удалось остановить — по крайней мере в Петербурге.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за первые 9 месяцев 2024 года в Северной столице зарегистрировано 171 ДТП с участием СИМ — на один случай меньше, чем за тот же период прошлого года. На первый взгляд это не кажется достижением, но достаточно вспомнить, что прежде число аварий с участием СИМ в городе увеличивалось примерно в 1,5 раза каждый год (75 случаев за 9 месяцев 2021 года, 116 — в 2022–м, 172 — в 2023–м).
Более того, за указанный период в Петербурге ни один человек не погиб в авариях с участием СИМ, хотя за тот же отрезок прошлого года произошло четыре смертельных случая.
Запрет электросамокатов в Петербурге
Вероятно, сократить аварийность на электросамокатах помог фактический запрет на передвижение на СИМ в историческом центре Петербурга, введённый с 1 августа этого года. Формально кататься на них в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах не возбраняется, но только транзитом — оставлять самокат и завершать аренду можно на границе районов. На практике это означает, что в большинстве случаев поездка на шеринговом самокате оказывается нецелесообразной.
Мера закреплена в соглашении, которое ежегодно подписывают Смольный и работающие в городе операторы кикшеринга.
“
"На сегодняшний день заключаемое в Петербурге соглашение между комитетом по транспорту и операторами кикшеринга предусматривает самый жёсткий в стране комплекс ограничений", — заявляют в пресс–службе СПб ГКУ "Городской центр управления парковками" (ГЦУП), которое по большей части отвечает за регулирование отрасли.
Помимо этого, документ предполагает постоянное информационное взаимодействие бизнеса и властей, ряд ограничений на работу СИМ во время праздников и массовых мероприятий, дополнительный контроль за пользователями электросамокатов со стороны пеших инспекторов ГЦУП и городских камер видеонаблюдения.
Как регулируется сфера СИМ
Ключевую роль в снижении числа аварий действительно сыграл комплексный подход к организации безопасности, подтверждают в пресс–службе Whoosh. Большинство ДТП происходит именно по причине нарушения правил одним из участников инцидента, отмечают в компании, и широкий комплекс мер (школы вождения, лекции, социальная реклама, жёсткий контроль со стороны городских властей и самого сервиса) помогли не допустить роста аварийности при значительном увеличении числа поездок.
Запрет на парковку СИМ в центре города помешал тем, кто живёт или работает в этих районах и за предыдущие годы привык использовать самокаты, чтобы добираться до дома или офиса. И многие пользователи по–прежнему просят сервисы вернуть парковки в транзитную зону. И эта работа ведётся, говорят в Whoosh, но пока без конкретных результатов. Однако на общей востребованности СИМ в городе запрет не отразился.
“
"Большая часть поездок по транспортному сценарию происходит не в центре, а на окраинах. Самые востребованные парковки находятся в районе станций метро “Девяткино” и “Улица Дыбенко”. Ранее в часы пик предложение не всегда успевало за возрастающим спросом. Перераспределение флота позволило добавить необходимое количество самокатов в другие локации, увеличив там количество поездок", — рассказывают в Whoosh.
В пресс–службе "Яндекс Go" добавляют, что более 99,9% поездок клиентов сервиса в Петербурге проходят без происшествий. А около половины пользователей сервиса в 2024 году — новички, которые впервые встали на арендный СИМ. "Чтобы и дальше удерживать низкий процент инцидентов при растущем спросе, в 2025 году “Яндекс” проинвестирует больше 200 млн в развитие безопасности отрасли. С начала работы в 2022 году сервис уже вложил в это направление 380 млн рублей", — замечают в компании.
Вкладывать деньги собирается и "МТС Юрент". Сервис готов профинансировать создание порядка 100 парковок для СИМ ("транспортных хабов", как их называют в компании) в центральных районах города. В случае согласия со стороны властей проект реализуют уже в 2025 году. Специальные стоянки с разметкой и знаками организуют у станций метро и остановок общественного транспорта.
"Парковать самокаты за их пределами у пользователей не получится. Такая практика уже не первый год реализуется в Москве и позволяет поддерживать порядок на тротуарах в центре города. При этом пользоваться новыми парковками смогут не только пользователи кикшеринга, но и велосипедисты, курьеры, владельцы личных самокатов", — объясняют в пресс–службе "МТС Юрент".
Примечательно, что необходимость создания комфортной городской среды для сосуществования СИМ, пешеходов и автомобилистов отмечает и бизнес, и Смольный.
Что будет с самокатами в 2025 году
Тем не менее останавливаться на достигнутом не собирается никто. В ГЦУП "ДП" рассказали, что в перспективе город будет совершенствовать механизмы контроля за электросамокатами.
"Параллельно в ЗакСе ведётся работа над законопроектом “Об отдельных вопросах использования средств индивидуальной мобильности на территории Санкт–Петербурга”. Его принятие позволит комплексно решить вопросы использования СИМ, их размещения на улицах, определить полномочия органов государственной власти Санкт–Петербурга. Также правительство Петербурга поддерживает федеральные инициативы по ужесточению наказания нарушителей ПДД на СИМ и готово к их применению в экспериментальном правовом режиме", — заявляют в ведомстве.
В целом можно сказать, что острая фаза кикшеринговой войны в Петербурге подошла к концу. Как отмечает доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт–Петербурге Дарья Щербакова, огромное значение для институционализации кикшеринга, разработки "правил игры" имели несколько факторов: безопасность, эстетический вид, удобство передвижения для горожан и возможности для бизнеса.
“
"Стремительно ворвавшиеся в нашу жизнь, не на пустом месте получившие популярность самокаты стали спасением для тех, кто спешит, но не может позволить себе такси (из–за стоимости или пробок на дорогах) или не выбирает общественный транспорт (из–за режима работы или неудобных маршрутов). Но практики неразумного потребления должны быть под контролем. Это одна из задач государства. И власти подключились к решению конфликта. Базовые правила созданы: центр очищен от самокатов, введена система контроля езды вдвоём, ограничена скорость движения. Компании в свою очередь готовы идти на уступки — это лучше, чем полностью потерять бизнес", — констатирует эксперт.