В Петербурге снизилось число продуктовых магазинов на фоне роста трат

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Количество продовольственных магазинов за 9 месяцев текущего года в Петербурге снизилось на 6%, а средний чек в данной категории продолжает расти и увеличился на 9%.

По данным исследования "Т–Бизнес", россияне стали больше тратить на продукты. Обороты компаний — владельцев продуктовых супермаркетов в январе–сентябре 2024 года в сравнении с январём–сентябрём 2023–го выросли на 15%, количество транзакций — на 7%.
По данным Петростата, оборот розничной торговли в Петербурге в январе–сентябре 2024 года составил 2,044 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 5,4% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. В Ленобласти этот показатель в январе–сентябре 2024 года составил 601,6 млрд рублей, что на 4,3% больше, чем за тот же период прошлого года.
Партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская замечает, что значительного сокращения магазинов не наблюдается, результаты исследования могут объясняться стандартными колебаниями, а могут быть вызваны другими причинами: высокой стоимостью кредитов, аренды, логистики и других расходов из–за ключевой ставки, высокой конкуренцией с федеральными торговыми сетями, закрытием нерентабельных точек.
У крупных торговых сетей число магазинов растёт значительными темпами, а у остальных игроков может как расти, так и снижаться.
"По форматам быстрее всего растут дискаунтеры и магазины шаговой доступности. Активно растёт сеть “Чижик” (+86,9% за 9 месяцев 2024 года), “ВкусВилл” (+38% за первую половину 2024 года). “Светофор” сокращает число магазинов, у “Магнита” в целом скромные результаты (не выше 8%), а супермаркеты сократились на 1,8%. У “Ленты” число магазинов выросло в 5 раз в связи с покупкой “Монетки”, при этом продажи в супермаркетах сократились на 1,2%", — замечает Анна Синявская.
Федеральные ретейлеры закрывают только точки, которые нерентабельны, либо в случаях, когда удаётся занять помещение получше, например с более высокой проходимостью, замечает директор по развитию агентства коммерческой недвижимости KNRU Полина Фиофилова.
Если говорить о закрытиях, то рынок покидает сеть "Великолукский мясокомбинат", но её заменили уже новые компании. К примеру, компания из Башкортостана — гастрономы "Благовар" занимают в том числе их площади и амбициозно настроены занять эту освободившуюся нишу.
"На данный момент на рынке не развиваются только гипермаркеты, мы считаем этот формат устаревшим и не исключаем, что со временем он закроется. Значительного сокращения мы не зафиксировали, все сети активно развиваются, рассматривают площадки, более того, рассматривают площадки даже в несданных домах — на перспективу, чтобы занять свою нишу в той или иной локации. А если говорить о развитии сети “Чижик”, которая популярна в других регионах, на рынок Северной столицы она ещё не зашла, но в планах это тоже есть", — замечает эксперт.