Завод вместо курорта: как в Петербурге создали "Советское шампанское"

Автор фото: Александра Хлебникова / "ДП"
В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Калининский район речь зашла про завод "Новая Бавария" и то, как ему удалось переориентировать выпуск своей продукции.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".

Петербургский курорт

На правом берегу Невы, у изгиба реки, издавна был живописный лесок — при шведах в нём размещалась дача коменданта Ниеншанца. В 1770 году императрица Екатерина II пожаловала это уютное местечко на рубеже Большой и Малой Охты своему бывшему секретарю сенатору Григорию Теплову. Тот построил первый в этих местах каменный дом и назвал дачу Полюстрово (от лат. pa lus ter — "болотистый").
Следующим владельцем правобережной мызы стал в конце XVIII века знаменитый государственный человек Екатерининской эпохи — граф Александр Безбородко.
Парк принадлежал нескольким поколениям семьи Безбородко и за 50 лет проделал большой путь от частной территории до наимоднейшего места города.
Так получилось, что эта местность в излучине Невы была богата железистыми минеральными источниками, лечебные свойства которых были обнаружены ещё в петровские времена. Полюстровская минеральная вода была широко известна даже за рубежом и вывозилась сотнями бутылок в Европу, учитывая всё это на территории имения грех было не сделать курорт.
На территории сегодняшнего Калининского района, от нынешней Свердловской набережной, примерно до Кондратьевского проспекта, где сейчас находится индустриальные предприятия и жилые дома, располагался тенистый парк с мраморными статуями, уютные павильоны и беседки, пруд с минеральной водой, лечебница с целебными ваннами — и большой курзал.
На этом курорте отдыхали не только представители российской и иностранной аристократии, но и многие выдающиеся художники, писатели, композиторы и артисты. Всё это великолепие закончилось в одночасье, когда в 1868 году страшный пожар уничтожил курорт. Через пару лет скончался и граф Кушелев-Безбородко, завещав имение сестре. Та восстанавливать место для отдыха и не помышляла: разделив землю на участки, стала продавать их. Один из участков и был приобретён для строительства пивного завода.

Славянский пивной стартап

Немецкие купцы Густав Гауф, Карл Кёнигсберг и Мориц Понфик объединяются в акционерное общество и создают в 1874 году предприятие под названием: "Славянский пивомедоваренный завод". В ноябре 1876 года Славянский пивзавод был освящён, на нём отслужили торжественный молебен, и начались трудовые будни.
Немалые капиталовложения сделали своё дело: всего за несколько лет предприятие вышло в лидеры столичного пивного рынка. В 1882 году завод произвёл более 521 тыс. вёдер напитка (примерно 6,5 млн литров пива), что вывело его на третье место (из девяти) в городе. Завод в производстве отставал только от "Баварии" и Калинкинского завода. Качество пива было отменным. Невская вода (тогда её можно было пить) плюс немецкие технологии плюс борьба за качество сделали этот бренд лидером столичного рынка. Пиво "Славянского пивомедоваренного завода" употреблялось преимущественно в лучших ресторанах города.
В общем, это был отличный стартап немецких предпринимателей под славянофильской вывеской. Естественно, что быстрорастущий конкурент был опасен для грандов пивного рынка Российской империи. И вот банкирский дом Гинзбурга (того самого, который владел пивзаводом "Бавария" на Петроградке) совместно с купцом I гильдии Владимиром Ратьков-Рожновым перекупают в 1885 году завод у немецких стартаперов и переименовывают его в "Новую Баварию". А купец Ратьков-Рожнов становится во главе компании.
Как "акулам капитализма" удалось убедить продать прибыльное предприятие нам не известно, но судя по тому, что банкирский дом Гинзбурга потратил на выплаты основателям завода около 400 тыс. рублей (примерно 650 млн на наши деньги), немецкие стартаперы явно были не в накладе.
Автор: Александра Хлебникова / архив "ДП"

"Новая Бавария"

В 1893 году Ратькова-Рожнова избирают петербургским "городским головой" (должность нешуточная — руководить всем городским самоуправлением!), ему стало не до пивзавода и он счёл за лучшее передать дело специалистам. В 1895 году директорами-распорядителями "Новой Баварии" стали молодые отпрыски известных в стране фамилий Иван Дурдин (внук знаменитого пивовара) и Григорий Елисеев (внук не менее знаменитого основателя торговой империи). Они ещё и состояли в близком родстве: родная сестра Дурдина была женой Елисеева.
И вот тут начинается любопытная история противостояния двух пивных заводов. С одной стороны — один из старейших пивных заводов империи "Дурдин", которым руководит потомок Дурдина, с другой стороны — новый, современный и технологичный завод "Новая Бавария", которым руководит потомок Дурдина.
Мы не знаем, что подтолкнуло Ивана Дурдина покинуть семейное предприятие и заняться развитием конкурирующего бренда, но он так рьяно взялся за это самое развитие, что по многим параметрам "Новая Бавария" ушла далеко вперёд по сравнению с пивзаводом "Дурдин".
Автор: Александра Хлебникова / архив "ДП"

Семейная бизнес-битва

Иван Андреевич порвал все родственные отношения с фамилией, переехал в отдельный особняк и начал торговую войну с "фамильным брендом". Это была очень любопытная "гражданская война" в пивном бизнесе. Обе фирмы копировали друг у друга тару, маркетинговые ходы и рекламные идеи. Делали похожие названия сортов пива и устраивали рекламные войны в прессе того времени. Ни одна рекламная кампания одного пивного завода не обходилась без "ответочки" второго.
Надо отдать должное молодым менеджерам Дурдину и Елисееву. За год была проведена коренная реконструкция, и завод, занимавший уже 12 га, преобразился. Технику перевели на электричество, оборудовали новые ледники, установили новые фильтры для очистки воды. К 1898 году на производстве работали пять паровых машин общей мощностью 96 лошадиных сил. Погреба были устроены так тщательно, что они ни разу не затапливались невской водой, хотя предприятие располагалось на набережной.
Все эти меры вывели "Новую Баварию" на совершенно другой уровень, сделав её по техническому оснащению образцовым предприятием в рос­сийской пивной отрасли. Выросли объ­ёмы производства и численность персонала.
Изменилась структура сбыта пива: теперь главным направлением стал выход на общероссийский рынок, для чего были закуплены вагоны-ледники. Компаньоны завели оптовые склады в Москве и Нижнем Новгороде. Большая доля сбыта шла через дистрибуцию торгового товарищества "Братья Елисеевы": в знаменитых фирменных магазинах в обеих столицах, популярных ресторанах в главных городах империи.
Руководство "Новой Баварии" занималось и социальным вопросами: жалованье на заводе было выше среднего по городу, была открыта амбулатория, а для здорового времяпрепровождения рабочих были устроены театр и кегельбан. Кроме того, для рабочих было построено жильё на территории предприятия.
Завод "Новая Бавария" стремительно развивался и процветал. И всё бы было хорошо, если бы не Первая мировая война, а вслед за ней введение сухого закона. Завод переключился на выпуск кваса, лимонадов и других безалкогольных напитков, но прибыль была не та. Вслед за войной пришла революция и завод в 1918 году был национализирован. А потом и вовсе закрыт. Рабочих на заводе почти не осталось, технологии варки пива были утеряны. В начале 30-х годов на части территории бывшего пивного завода советские власти открывают пятую мармеладно-пастильную фабрику, на другой части работает линия розлива искусственных минеральных вод "Новая Бавария". Во время блокады Ленинграда оба этих завод были остановлены.
Автор: Александра Хлебникова / архив "ДП"

Новый продукт

После окончания войны завод "Новая Бавария" или то, что от него осталось, делает новый поворот в своей производственной биографии. На его базе было принято решение открыть линию по производству шампанского.
Однако всё не так просто. История советского шампанского начинается ещё до Великой Отечественной войны. После того как советская власть прочно утвердилась в стране, встал вопрос организации производства доступных по цене вин и шампанского, чтобы его могли покупать рабочие. И если с вином дело обстояло попроще, то шампанское это то вино, которое долго должно выдерживаться в бочках и бутылках при разных условиях, и поэтому в принципе не могло быть дешёвым.
В середине 30-х годов XX века советский учёный Фролов-Багреев создаёт аппарат для производства игристых вин. Не будем вдаваться в технические детали, отметим, что благодаря этому аппарату шампанское можно было изготовить примерно за месяц, тогда как классический напиток изготавливался от года до нескольких лет. Так благодаря изобретению советских учёных шампанское можно было из аристократического напитка превращать в "народный".
"Товарищ Сталин занят величайшими вопросами построения социализма в нашей стране. Он держит в сфере своего внимания всё народное хозяйство, но при этом не забывает мелочей, так как всякая мелочь имеет значение. Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и трудящиеся. А если захотят шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское — признак материального благополучия, признак зажиточности. Нам надо дать советским рабочим возможность пить шампанское", — писал в своих воспоминаниях Анастас Микоян.
28 июля 1936 года на заседании Политбюро при личном участии Сталина было принято Постановление Совнаркома СССР "О производстве "Советского шампанского", десертных и столовых вин", предусматривающее строительство заводов по производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР.
Экономика решения обосновывалась просто — виноматериалы, которые потом превращались в шампанское в промышленных масштабах, транспортировать во много раз выгоднее, чем перевозить по стране готовую продукцию, а возможное снижение качества вин на тот момент никого особо не волновало. Качественных напитков было не очень много.
После окончания войны было принято решение о развёртывании производства шампанских вин в Ленинграде. После долгого подбора возможных объектов, на которых можно было бы организовать такое производство, выбор пал на завод "Новая Бавария". Как говорят специалисты, во многом из-за наличия тех самых знаменитых подвалов, которые были организованы Дурдиным и Елисеевым Они были сделаны настолько грамотно, что за полвека существования ни разу не затоплялись ни грунтовыми водами, ни выходившей из берегов Невой.
К 7 ноября 1947 года новое предприятие выпустило первую партию ставшего знаменитым "Советского шампанского" — легенду совсем уже другой эпохи. Позднее здесь наладили выпуск "Крюшона", коньяка, сухих, креплёных и десертных вин
Так легенда российского пивного бизнеса завод "Новая Бавария" дожил до сегодняшнего дня. Правда под другим именем. Теперь это завод "Игристые вина". Казалось бы, уже ничего не напоминает о славном прошлом пивного завода, сменились корпуса, сменилось название, изменился и сам продукт. Но пожилые петербуржцы по старой памяти иногда всё ещё называют сад в начале Полюстровского проспекта "Баваркой".
Автор: yandex.ru/maps