В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Василеостровский район речь зашла о том, как застройка острова могла кардинально измениться больше 100 лет назад.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
Второй центр города
Парадной частью Васильевского острова всегда являлась его восточная половина (там, где знаменитая Стрелка): Здесь ещё по замыслу Петра создавался административный и торговый центр столицы, здесь же разместились ведущие научные и образовательные центры города.
Даже линии на острове изначально задумывались как каналы, а Большой проспект должен был стать Гранд-каналом. В общем, Васильевский остров должен был стать в полном смысле слова Северной Венецией. Правда, не получилось.
Петербург — всё-таки север. Вода замерзает, а ещё иногда бывают разрушительные наводнения. Поэтому центр города ещё даже при Петре перенесли на другую сторону Невы. Тем не менее Здание Двенадцати коллегий и ещё ряд административных и частных построек возвести успели, и восточная часть гармонично развивалась вместе с остальным городом.
Западная же часть ВО долгое время считалась промышленной окраиной, где вплоть до XX века наряду с заводами существовали рыбацкие деревеньки и многочисленные пустыри. Эта часть города в целом была достаточно отдалённой и воспринималась как место для жизни рабочих людей. Таким он и представлялся в романе Достоевского "Униженные и оскорбленные".
Проект "Новый Петербург"
Ввиду того что город с середины XIX века стремительно рос, к пустырям на западе стали проявлять интерес застройщики. Свободные территории не так далеко от центра, где можно построить жилые кварталы, потенциально были выгодным вложением денег.
И вот в 1898 году четверо инициативных российских граждан основали строительное товарищество "Новый Петербург", которое купило часть земли на Васильевском и почти весь остров Голодай (это северо-западная часть района). Идея для бизнеса была проста — землю застраиваем домами и коммерческими помещениями, подводим туда трамвай и всё это великолепие продаём или сдаём в аренду и получаем своеобразный город-спутник на морском берегу.
Этот район должен был вместить до 600 жилых и промышленных зданий. Предполагалось, что квартиры будут сдаваться внаём уже с освещением и отоплением. В западной части острова Голодай была спроектирована единственная в Петербурге верфь для постройки морских пароходов, а громадная дамба должна была защитить "Новый Петербург" от наводнений. Всё это планировали осуществить за 5 лет.
Однако уже в следующем году у товарищества закончились деньги, а акции их предприятия раскупали неохотно. Надо всё-таки понимать, что эта часть была глухой окраиной и такая гигантская стройка вызывала у инвесторов законные опасение.
Всё, что успело товарищество построить за один год, — неотделанный пятиэтажный дом.
В 1906-1907 годах на территории этого гигантского проекта были открыты сад для народных гуляний и летний деревянный театр в стиле модерн под тем же названием "Новый Петербург".
Доходный дом акционерного общества "Новый Петербург"
Новая жизнь старого проекта
Десять лет про проект "Нового Петербурга" не вспоминали. Однако город продолжал расти и потребность в жилье была достаточно высока. В 1911 году участок площадью 260 га, предназначенный под застройку "Нового Петербурга", покупает итальянский спекулянт ценными бумагами Рикардо Гуалино со своим одесским партнёром, неким Бродским (однофамильцем великого русского поэта).
В том же году Гуалино организовал акционерное общество "Санкт-петербургская земельная и ипотечная компания", зарегистрировав её на лондонской бирже.
Новая компания Гуалино ставила перед собой задачи инженерной подготовки, планировки и размежевания земли на небольшие участки с целью последующей продажи. Землю на Голодае предполагалось "разбить на эффектные, привлекательные участки с широкими улицами, площадями и садами, дабы обеспечить условия для строительства домов, соответствующих высоким требованиям деловых и рабочих людей Петербурга".
Непосредственно в Петербурге в апреле 1911 года Бродский и Гуалино утвердили акционерное общество "Новый Петербург": оно должно было выступить только как генеральный подрядчик по всему комплексу работ.
Понимая, что за проектом уже есть дурная слава и первый провал, Гулиано и Бродский ищут "звезду", которая могла бы привлечь внимание к их проекту и доказать всю серьёзность их намерений. Такая "звезда" очень скоро нашлась. Ею стал известный и модный российский архитектор Иван Фомин, который к тому времени имел за плечами множество реализованных проектов как в обеих столицах, так и в Минеральных Водах.
Фомин с удовольствием принял предложение создать практически новый город и сделал красивый проект нового района по классическим канонам.
Спойлер: проект Фомина так никогда и не был реализован, но чертежи этого проекта активно использовались во всех рекламных кампаниях застройщика.
Основные работы по проектированию развернулись в конце 1911 года. Согласно проекту Фомина, главным планировочным ядром "Нового Петербурга" предполагалось сделать полукруглую Большую площадь, к которой сходились шесть основных магистралей. Вдоль берега Малой Невы и Финского залива планировалось построить Морскую набережную, взяв за образец набережную Манхэттена в Нью-Йорке. Предполагалось вскоре провести к площади трамвайную линию и постепенно распространять застройку в сторону побережья.
Как сообщал журнал "Зодчий", "когда сюда подойдет линия трамваев, в эту чистую и светлую часть Петербурга устремятся и более зажиточные классы петербургского населения. К тому времени осуществятся и последующие предложения грандиозного проекта — будут построены рестораны и кофейни на мостках в море, оборудована эспланада с деревьями, разбиты площадки для футбола и тенниса, словом, образуется тип города-сада, о котором ранее лишь много писали на страницах журналов".
План "Нового Петрограда" на острове Голодай, 1914 год
Суровая реальность
Основной объём работ за первые 2 года осуществления проекта пришёлся на намыв территорий, поднятие грунта, и другие земляные работы на набережных.
В июле 1914 года газеты объявили о продаже первых зданий и приёме заказов на земельные участки. Официальная церемония открытия "Нового Петербурга" была намечена на август. Но 1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Стройка приостанавливается, а в 1918 году "Санкт-петербургская земельная и ипотечная компания" лишается всех активов в новой Советской России.
Единственным осуществлённым фрагментом задуманного ансамбля стали дом на углу площади и центрального проспекта "Нового Петербурга" (пер. Каховского, 2), построенный И.А. Фоминым, а также два здания, построенные Ф.И. Лидвалем и оформлявшие въезд на эту площадь, которая ныне носит имя Балтийских Юнг. Их современный адрес — Железноводская ул., 19/7 и 34/5. Так что если есть желание, то можно сходить и посмотреть на оставшиеся дома некогда великолепного проекта.
В 1926 Голодай стал островом Декабристов. Дело в том, что в это время там были найдены стелы над неизвестными захоронениями и историки предположили, что здесь похоронены руководители декабристского восстания. Позднее оказалось, что останки эти не имели никакого отношения к декабристам: это были местные жители Голодая, похороненные здесь ранее. Но не переименовывать же остров обратно. Он так и остался островом Декабристов.
Любопытно, но сегодня ведётся невероятно активная застройка как раз тех территорий, где ещё сто с лишним лет назад предполагалось создать город-сад. Так что условный "Новый Петербург" продолжает реализовываться, только очень подзадержавшись в сроках.
А на новых территориях Васильевского острова, которые жители Петербурга называют "намывом", строительные компании пытаются воссоздать ту самую манхэттенскую набережную, которая была запроектирована в "Новом Петербурге". Место, где можно гулять, наслаждаться морским воздухом, общаться и заниматься спортом.