О том, что повышает активность бизнеса в плане перемещений, "Деловому Петербургу" рассказал вице-президент АТОР по деловому туризму, генеральный директор "Академ-Онлайн" Александр Курносов.
За счёт чего в большей степени растёт денежный объём рынка делового туризма — удорожания услуг поставщиков или реального спроса со стороны бизнеса?
— С одной стороны, перелёты, отели и трансферы действительно подорожали. Но и количество командировок увеличивается — по нашим оценкам, на 5–10 % в 2024 году. Данные разных экспертов свидетельствуют, что на деловой туризм приходится в мегаполисах 50–60 % от общего числа прибытий, в регионах — 30–40 %. В Москве и Петербурге доля бизнес-travel в гостиницах составляет от 50 %. А в некоторых отелях, где инфраструктура особенно хорошо развита, этот показатель доходит до 60–70 %.
Обычно удорожание стоимости перелёта на объёмах сказывается незначительно. Если по бизнесу необходимо поехать в тот или иной регион, то, даже несмотря на более дорогие билеты, приходится направлять туда сотрудников, чтобы решать актуальные вопросы компании. Главный драйвер рынка — развитие экономики. При росте ВВП корпорации увеличивают бюджеты на командировки. Если ситуация обратная, то активность бизнеса снижается. В то же время развитая инфраструктура региона стимулирует спрос на направления косвенно — построенная сеть отелей, наличие конгресс-залов и удобная логистика внутри региона могут мотивировать проводить там крупные мероприятия.
У бизнеса есть необходимость попадать в разные сложные регионы, и так или иначе всегда находится путь решения проблемы с дорогой, если речь идёт о тундре или тайге.
Тем не менее большую часть потока тянут на себя Москва и Петербург. Могут ли другие регионы составить конкуренцию двум столицам в борьбе за делового туриста и насколько это сложно?
— По нашей статистике, на столицу приходится около 20–25 % делового потока, на Санкт-Петербург — около 10–12 %. Также нельзя сказать, что остальные крупные города довольствуются малыми долями. Сейчас в числе лидеров Сочи, где достаточно площадок для организации MICE-мероприятий. Востребована и Казань — благодаря её экономическому потенциалу, а также историческим и туристическим достопримечательностям. В Екатеринбург тоже ездят часто, что можно связать с большим количеством в городе производственных предприятий. В последние годы спрос на промышленные регионы в принципе вырос.
А что по иностранным направлениям? Сейчас одни страны закрылись для российских предпринимателей практически полностью, чтобы попасть в другие, приходится летать кружным путём. Спасает ли в этом плане пресловутый "поворот на Восток" и конкретно Китай?
— Если говорить про иностранные направления, то некоторое время назад был интересен Китай. Однако, на мой взгляд, активная фаза налаживания связей бизнеса с китайскими партнёрами была всё-таки в 2023 году, а сейчас объёмы более-менее стабилизировались. По наблюдениям "Академ-Онлайн", больше всего Китай интересен компаниям из сфер электроники, автомобильного бизнеса, а также нефтегазовой сферы.
Александр Курносов
Кто на сегодняшний день ключевые игроки рынка делового туризма?
— Список лидеров представлен компаниями "Аэроклуб", "Континент-Экспресс", "Випсервис", Millennium, Smartway, "Авиа Центр", "Демлинк". Крупнейшие 10 компаний контролируют более 60 % организованного рынка делового туризма. Агентства делового туризма для размещения в гостиницах в основном используют различные онлайн–платформы — через них проходит 60–70 % бронирований.
В чём состоят основные задачи АТОР в развитии делового туризма в России?
— Мы считаем своей основной задачей представление интересов бизнеса на государственном уровне, обеспечение для компаний правовой и информационной поддержки. В свою очередь Союз агентств делового туризма (САД) сосредоточен на формировании прозрачных правил игры и честной конкуренции прежде всего внутри рынка.