В России растёт спрос на оцифровку коммуникаций с клиентами. О других актуальных IT-запросах предпринимателей рассказал руководитель MANGO OFFICE в Северо-Западном федеральном округе Алексей Горбунов.
По вашей оценке, каковы три ключевых бизнес-тренда 2024 года?
— Назову четыре. Сложность с подбором персонала, увеличение расходов на фонд оплаты труда, постоянный рост стоимости привлечения лидов, высокая ключевая ставка ЦБ.
А если говорить именно про телеком?
— Ключевыми остались тренды 2023 года: автоматизация процессов и цифровизация бизнеса в целом, рост применения искусственного интеллекта, переход на российское ПО.
Есть ещё один тренд — бизнес продолжает расти, несмотря на все сложности. Наши показатели выручки это подчёркивают, поскольку мы работаем исключительно с b2b. Компании находят пути развития, альтернативные рынки и каналы сбыта.
Алексей Горбунов, руководитель MANGO OFFICE в Северо–Западном федеральном округе
Какую-то региональную специфику наблюдаете?
— В Петербурге открывается довольно много стартапов. Это город, где бурлит жизнь и деловая активность, всё время что–то происходит. Вот этот неубиваемый оптимизм петербургских бизнесменов — главный тренд нашего города.
Именно предприниматели Северо-Запада очень оперативно реагируют на новые предложения, обновления продуктов. Они хотят экспериментировать. Чувствуется жажда знаний и любознательность. Мы работаем по всей России, но именно в Северо-Западном регионе новые цифровые продукты нашей экосистемы включаются раньше, чем в других субъектах страны.
Так было с речевой аналитикой — массовый интерес первыми обеспечили пользователи Петербурга.
Какие отрасли показали взрывной рост спроса на телеком-услуги по итогам года?
— В первую очередь e-commerce. Дальше — различные виды доставки. Причём ниша растёт и качественно, и количественно.
Высокий запрос на цифровые решения ещё в нескольких отраслях. Например, медицина. Компании из сферы ЖКХ растут в плане качества предоставления услуг — и в связи с этим активно используют современные технологии. Снова повышается спрос в сегменте автодилеров.
Ещё один тренд — крупный сетевой общепит стал наращивать темпы развития своих сетей. В том числе с помощью модели франчайзинга. Активно расширяется спектр компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги. Высоко востребованы внешние call-центры. Крупный бизнес старается вынести часть функций на аутсорс: работу по поиску кандидатов, по информированию клиентов.
Список будет неполным без одной из самых важных отраслей для Петербурга — туризма. Мы видим рост потребления наших услуг гостиничным бизнесом. Один из ярких кейсов — это крупнейшая сеть апарт-отелей VALO.
MANGO OFFICE помогает делать коммуникацию компаний с растущим потоком отдыхающих более простой, анализируемой и управляемой — чтобы гостиницы и отели предоставляли сервис топ-качества.
Какие tech-тренды выйдут на первое место в 2025-м?
— В нашу жизнь пришёл искусственный интеллект. Есть чёткое понимание: либо бизнес научится с ним работать, либо проиграет конкуренцию. У компаний сейчас слишком большой объём данных — человек уже не может его обработать. Пока это осознают не все.
Дело в первом "смазанном" впечатлении: когда нейросети только появились — хайп был повсюду. При этом применялись не очень грамотные сценарии работы и не очень качественные продукты. Со временем они будут допилены. Но главная цель остаётся прежней — в первую очередь это помощь людям. Поэтому с ИИ надо дружить и тестировать.