Как и любой крупный мегаполис, Петербург активно развивается: застраиваются новые территории, появляются крупные инфраструктурные проекты. Незначительно, но всё же ведётся работа в историческом центре. В то же время внятно выраженной градостроительной политики, которая дала бы чёткое представление о будущем Северной столицы, нет.
Каким будет Петербург через несколько десятилетий, обсуждали участники панельной дискуссии Строительной конференции "ДП".
Центр Петербурга и небоскребы
“
"Безусловно, Петербург останется городом-музеем. Если говорить про исторический центр, то до 2050 года с ним вряд ли произойдёт что-то критичное. Хотя неоднородную, выбирающуюся из исторического контекста, застройку в историческом центре стоило бы ограничить. Мне кажется, что основная проблема, которая есть на сегодняшний день в этом — в коммуникации. Градозащитники плохо относятся к девелоперам, девелоперы справедливо платят им тем же. Если бы этот диалог был налажен, объектам культурного наследия или просто историческим зданиям можно было бы чаще и качественнее давать вторую жизнь", — начала дискуссию депутат Законодательного собрания Ленинградской области, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Анна Хмелева.
Но город не ограничивается историческим центром и за его пределами тоже необходимо развитие.
"Мы сейчас обсуждаем в том числе строительство "Лахты-2" и "Лахты-3". Я считаю, что это хорошая история, и в этой локации она вполне имеет право на жизнь. Меня гораздо больше беспокоит сохранность исторического центра и исторических зданий, а также высотная застройка окраин, которая уже и из центра видна. А в локации Лахты уже создан новый центр притяжения, новый открыточный вид. Что касается высотности — у нас в центре есть телебашня, есть большое количество высоких труб", — отметила Анна Хмелева.
“
"Сто лет назад исторический центр "спасло" чудовищное наводнение 1924 года, после которого новым Генеральным планом было решено перенести центр Ленинграда на более высокое место, на южную сторону, и развивать город там. И с этого времени все последующие современные включения в исторический центр воспринимались чуждо. Современная архитектура перемолола и продолжает перемалывать Москву, а Петербург пошёл по пути Рима, Венеции, Вашингтона, где любые включения вроде гостиницы "Ленинград" создавали прецедентную архитектуру, порождая такие метастазы как жилой комплекс "Монблан". Почему-то все решили, что, если есть нарушение небесной линии, то рядом можно допускать и другие нарушения. Несколько иного рода, но, возможно, с потенциально похожими результатами пример с "Лахта Центром", который строился как ансамбль с одиночной высотной доминантой, а сейчас может стать кластером из небоскрёбов, мини-версией "Москва-Сити", в котором более высокие "Лахта-2" и "Лахта-3" просто разрушат тщательно спланированную гармонию существующего ансамбля. Конечно, вокруг "Лахта Центра" можно и нужно строить новые здания и комплексы, но они должны быть соподчиненными "Лахта Центру" и не соревноваться с его доминантой в высоте", — рассуждает главный архитектор АО "Горпроект" Филипп Никандров, архитектор первого "Лахта Центра".
Развивать исторический центр стоит по квартальному принципу, считает эксперт.
"Внутри почти каждого исторического жилого квартала есть потенциал для умной, щадящей реконструкции, перестройки существующих дворов-колодцев согласно современным требованиям качества и комфорта среды, инсоляции, пожарной безопасности, обеспеченности парковками (например, встройка вертикальных механизированных паркингов внутри кварталов, освобождая от машин улицы и дворы", — пояснил он.
Филипп Никандров называет Петербург городом упущенных возможностей с точки зрения современной архитектуры. В качестве примеров он привёл нереализованные проекты второй сцены Мариинского театра, "Набережную Европы", проект Нормана Фостера по реконструкции Новой Голландии и прочее. "Это очень разочаровывает. Вместо этого мы постоянно наблюдаем попытки противопоставить современным архитектурным трендам нечто крайне ретроградное ("Судейский квартал" против "Набережной Европы"), потуги придумать некий "петербургский стиль", что просто смешно", — резюмирует архитектор.
"Центр города действительно хочется сохранить. С другой стороны, его надо развивать. И это глобальная большая проблема как с точки зрения законодательства, финансов, так и технически. В центре Петербурга до сих пор достаточно высок процент коммунальных квартир. До сих пор, несмотря на строительство магистралей, есть транспортный транзит. И если смотреть с перспективой 20-30 лет, то хотя бы снижение количества машин, которое позволит развивать пешеходные зоны, будет невероятным благом", — полагает генеральный директор и соучредитель девелоперской компании STAVNI Александр Свинолобов.
По его мнению, в Петербурге могут появляться и новые высотные доминанты в подходящих локациях.
"Если мы говорим о будущем, то от темы небоскрёбов не уйти — во всех фильмах о будущем есть небоскрёбы. Но при этом надо найти разумный баланс, сохранить историческую застройку и небесную линию. Отдельно отмечу, что решение создать квартал небоскрёбов в Лахте означает, что эта локация станет мощной точкой притяжения денег. Как минимум будут вкладываться большие средства на развитие транспортной инфраструктуры. Хотелось бы, чтобы город развивался равномерно, по всей территории", — подчеркнул Александр Свинолобов.
Что мешает развитию Петербурга
Развитию Петербурга мешают давно зародившиеся противоречия, разрешить которые сегодня без серьёзной политической воли практически невозможно, заявил инвестор и идеолог пространства "АТС на Некрасова" Иван Смирнов.
“
"Существующая сегодня градостроительная политика, интересы градозащитников, девелоперов, жителей, туристов, бизнеса сплелись уже не просто в клубок противоречий, а в настоящий Гордиев узел, который завязывается всё сильнее и сильнее. Разрубить его могла бы только очень сильная личность, нам нужен свой Осман, но его нет. В этом контексте крайне важно действительно открытое, безбоязненное обсуждение с участием всех сторон, целью которого станет разрешение спорных ситуаций. Надо собрать конфликтные кейсы, систематизировать их, выработать решения и начинать работать. А сейчас происходит ровно наоборот — каждая проблема становится поводом для новых запретов. В итоге мы не видим практически никакой активности — за исключением проектов с административным ресурсом. Если не задуматься об этом сейчас, то к 2050 году Петербург останется городом-музеем и городом-памятником", — уверен Иван Смирнов.
"Всё, что происходит в России, можно описать какой-нибудь цитатой Балабанова. В фильме "Брат" про Петербург была такая фраза: "Красивый город, но провинция". Несмотря на петербургскую спесь, которую я полностью разделяю, Петербург — это культурная, гастрономическая, архитектурная провинция. Провинциальна и наша традиция верить в какого-то невероятного пассионария — супермена и Деда Мороза, который когда-нибудь придёт и решит все вопросы. В Петербурге проблемы копились столетиями и решать их предстоит столетиями. Ещё одна провинциальная черта — низкая культура быта, которая привела наш жилой фонд, я говорю не только о коммунальных квартирах, в достаточно плачевное состояние. Сегодня нет ни одного города на земле с таким населением и одновременно с миллионами неэффективно используемых, заброшенных квадратных метров. Нет города, где в центре в таком виде мог бы существовать такой Гостиный двор. Это просто безумие, как много у нас объектов, которые абсолютно не актуальны ни сегодняшнему дню, ни вчерашнему, ни позавчерашнему", — выступил основатель БС АРТ ДЕВ Александр Басалыгин.
Петербург продолжит разрастаться, но к 2050 году с точки зрения градостроительных проблем абсолютно ничего не изменится, прогнозирует он.
Как создать комфортную жилую среду
Центр города вопреки всем имеющимся сложностям — лучшая локация Петербурга, обратил внимание заместитель директора по образовательной деятельности и цифровой трансформации НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Павел Кузьмин.
"У ВШЭ в Петербурге сейчас распределённый кампус. Это создает некоторые сложности, но мы решили не отказываться от этих зданий и не переезжать. Например, на канале Грибоедова, 123 учатся филологи, их не хотелось бы перевозить из центра, потому что для них важно учиться именно в центре событий многих классических, и не только, произведений. Петербург ценен местами, которые могут быть адаптированы под образовательный процесс, а по сути — под развитие города, ведь студенчество — это тот активный слой, который способен менять пространство вокруг себя", — выступил Павел Кузьмин.
Он считает, что помимо диалога о сохранении исторических зданий также необходимо вести диалог об их дальнейшем использовании, о том, как развивать отдельные кварталы, районы города. "Когда мы искали площадку для нового корпуса, мы пересмотрели очень много зданий, включая самые современные, подходящие для организации образовательного процесса, но в итоге остановились на здании канатного цеха с водонапорной башней завода на Васильевском острове. Это здание — очень показательный пример. Что добавляет цену кварталу, району — очередной торговый центр либо университет, причём университет новой формации, где как раз реализуются образовательные программы в области дизайна, архитектуры?" — развил эксперт тему.
"Позитивный тренд из сферы благоустройства — огромное количество классных проектов. Это касается как новых кварталов, где застройщики уже приучили покупателей к высоким стандартам, так и исторического центра. С точки зрения покупателя жилья это не может не радовать. Но если посмотреть на город глазами жителя, то мне хотелось бы видеть не ряд разрозненных проектов, а продуманную, взаимосвязанную и насыщенную комфортную среду. Петербургу не хватает мастер-планирования с точки зрения рекреационных и зелёных зон и некоей общей политики в этой сфере. Было бы хорошо, если бы этот вопрос включили в повестку и ему уделили необходимое внимание и финансирование. Польза очевидна — зелёные зоны преображают город, создавая новые точки притяжения, поднимая стоимость недвижимости и т.п. Сравнивая с Москвой, могу сказать, что там этому уделяется больше внимания, а все согласования проходят гораздо быстрее", — рассказал основатель и генеральный директор DEREVO PARK Андрей Кочетков.
"Драйверами развития городской экономики являются университеты, потому что студенты несколько иначе смотрят на окружающий мир и очень вовлечены во все процессы. Я изучил порядка 50 проектов в категории "Петербург глазами молодых". Среди них очень много тех, что связаны с формированием комфортной городской среды, с пространствами для молодёжи. Не секрет, что город тратит очень много средств на общественные и креативные пространства, а вот посещаемость некоторых из них иногда равна нулю. Основная задача — соединить силы власти, бизнеса и населения. И тогда всё заработает, тогда Генплан будет восприниматься жителями как документ развития города, а не как некая вещь в себе, инструмент для работы девелоперов", — завершил беседу президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Ходачек.
“
Текущая градостроительная политика имеет несколько главных векторов: это массовое строительство социальных объектов, в том числе за счёт девелоперов, возводящих жилую недвижимость, защита имеющихся и создание новых парков и скверов и джентрификация бывших промзон и пустующих территорий. В целом, эти направления понятны: все нововведения призваны устранить дисбаланс между жилой, торговой, социальной недвижимостью и рекреационными локациями. Полагаю, что некоторое смягчение условий работы застройщиков принесло бы ощутимую пользу. Многие участки и здания из-за бюрократической нагрузки продолжают оставаться в запустении. Их преображение может стать драйвером позитивных изменений, вдохнёт в них вторую жизнь. Например, ранее закрытый Кронштадт со слабо развитой туристической инфраструктурой (при наличии богатейшей истории, уникального расположения и природы, а также эксклюзивных достопримечательностей) теперь на глазах преображается в новый магнит для путешественников, инвесторов и людей, которые хотят жить в тихом и зелёном городе на берегу моря. Перезагрузка ранее неиспользуемых территорий становится драйвером развития локации — появляются дополнительные рабочие места, благоустраивается территория, открываются новые магазины и точки досуга. Модернизация дорожной сети сделает маршрут до Кронштадта удобнее и быстрее, что также важно для роста локации в курортном и инвестиционном плане. Это позитивные изменения как для туристов, так и для местных жителей.
Людмила Рева
коммерческий директор "ГК Алькор"