"Ситуация будет только ухудшаться": дефицит кадров в туризме стал угрожающим

Кадры стали одним из самых дорогих ресурсов для туриндустрии
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Почему турпотоки распределены неравномерно, "Деловому Петербургу" рассказал президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков.

Россияне начинают уставать от поездок в одни и те же места. Стоит ли ожидать снижения спроса на направления, которые последние 2 года были на пике популярности?
— Точки притяжения можно разделить на постоянные и переменные. Например, власти Краснодарского края ожидают 20 млн туристов по итогам этого года. Их прогнозы могут оправдаться в силу сформированного круг­логодичного спроса, который обеспечивает хорошую загрузку отелей и даже горнолыжных курортов (раньше на них приезжали в основном в сезон). В то же время хайп вокруг Дагестана или Байкала — проходящий. Меняется и целевая аудитория: если в первичном потоке в Дагестан приезжали туристы, средний чек которых в день составлял 5–7 тыс. рублей, то сейчас платёжеспособность гостей снизилась. Это наталкивает на вопрос: где и какие потоки нужны? Массовые или целевые? Ведь именно последние приносят больше денег и в местные бюджеты, и турбизнесу.
Люди избалованы отдыхом в зарубежных отелях, им есть с чем сравнивать качество услуг. Стоимость проживания в объектах Крыма и Турции, Сочи и Дубая может быть одинакова, но в сервисе, в инфраструктуре для отдыха и развлечений отличия есть. Внутри страны нужно удовлетворять завышенный спрос в пиковые периоды. Сейчас для них характерны либо загрузка 99 %, либо заоблачные цены на размещение. Например, этим летом предложение отелей в Анапе оказалось недостаточным, что привело к овертуризму, нагрузки на инфраструктуру были превышены. Важно понять, как перераспределять большие туристические потоки и как с этим работать. Для решения этой задачи создаются мастер-планы туристических макротерриторий.
Второй важнейший вопрос — улучшение существующей инфраструктуры и создание новой. Особенно на Северном Кавказе, Юге, в Калининградской области, на Алтае и Байкале. В этом частично может помочь программа правительства по субсидированию на льготное кредитование строительства капитальных гостиничных объектов. На мой взгляд, индустрия нуждается также в отдельных госпрограммах, которые были бы нацелены на развитие автотуризма и придорожного сервиса; пассажирского и круизного речного судоходства. Дополнительное финансирование нужно для реновации объектов культурного наследия.
Как сделать регион привлекательным для туриста?
— Его нужно продвигать и рекламировать, рассказывать о событиях, преимуществах отдыха. Но денег на это у регионов часто нет. Я считаю, что управленцам следует сместить акцент непосредственно с туризма на комплексное освоение и развитие территорий. Нужно изменить подход к использованию общественных пространств, старых заводов и фабрик. Чтобы сделать сезонность в регионе менее выраженной, хорошо бы насыщать календарь событиями, деловой активностью. Это, как следствие, приведёт к росту, в том числе качественному. Вслед за этим необходимо повышать и уровень сервиса и подготовки кадров на местах. Ещё один важный момент — развитие государственно-частного партнёрства.
Мы видим, что на Алтай за последние 3 года стала летать "Победа", пришли крупные инвесторы с проектами отелей. Но количество туристов почти не изменилось. Дальний Восток стал более доступным за счёт внутренних перелётов компании "Аврора". Но это не значит, что именно турист, а не житель ими пользуется в полном объёме. К сожалению, путешественники чаще однократно летают до Владивостока или Камчатки.
Алексей Волков
Зачем регионам деловой турист?
— Он платёжеспособен, особенно если говорить про тех, кто приезжает на конгрессы и корпоративные мероприятия. Обычно, посещая локацию в рамках командировки, человек не успевает изучить её рекреационный потенциал. Это стимулирует его вернуться позже — уже на отдых.
Сейчас развивается bleisure (совмещение командировки и небольшого отпуска). За одну поездку в регион человек может и выполнить рабочие задачи, и посетить экскурсию, сходить в ресторан или музей. Мне видится перспективным строительство конгрессно–выставочных объектов, например, в горах или на рекреационных территориях, чтобы приезжающие с рабочим визитом могли охватить и деловое мероприятие, и горнолыжный отдых, а также ретриты, оздоровление и гастрономию. В частности, есть идея "упаковать" отдельную модель отеля со СПА-центром и конгресс-площадкой, коробочное решение для инвесторов. Такие объекты востребованы и будут заполнены везде.
Как местные власти могут содействовать в развитии бизнес-путешествий?
— Сейчас институты развития учат правительства регионов и муниципалов, как развивать туризм и привлекать инвестиции. Несколько образовательных программ уже завершены. Мы понимаем важность транспортной и инженерной инфраструктуры, без которой не построишь ни один объект. Но денег у инвесторов на это нет. Репутация местности, инвестиционная привлекательность региона, как и возвратность туристов, во многом зависят от развития инфраструктуры. Благодаря объединению усилий бизнеса и власти по поручению президента страны появился проект "Пять морей и озеро Байкал", в рамках которого создаётся сеть курортов, отелей, инфраструктуры с набережными, дорогами, как правило, близко к ключевым транспортным узлам. Такой подход позволяет раскрывать потенциал территорий с точки зрения не только туризма, но и жилой недвижимости, городской среды, места притяжения для кадров. Поскольку средства, выделяемые на развитие территорий, ограничены, их нужно использовать консолидированно, синхронизировать все федеральные программы и проекты. С туристическим налогом же стоит быть осторожнее, ведь он может ухудшить положение бизнеса.
Как развивать индустрию туризма в условиях дефицита кадров?
— Сейчас с персоналом действительно сложно, но дальше ситуация будет только ухудшаться. Кадры становятся самым дорогим ресурсом. Поскольку наша сфера самая человекоёмкая (сервис создают люди), вопрос кадрового обеспечения критичен. На мой взгляд, нужно уйти от долгой подготовки специалистов в вузах, тем более некоторые рутинные задачи могут решать и люди без высшего образования. Одна из главных проблем — современная система образования и подготовки кадров не связана с практическими потребностями индустрии. Поэтому стоит менять подход к обучению. Параллельно стоит улучшать производительность труда, автоматизировать процессы, где это возможно, и использовать IT-технологии как альтернативу при отсутствии кадров.
На старте существования ОСИГ ставил задачу выводить из серой зоны гостиницы и компании, работающие вне правового поля. Обелился ли рынок в настоящий момент?
— Мы продолжаем наблюдать признаки недобросовестной конкуренции, когда одни предприниматели работают по всем правилам, а другие предоставляют услуги, не попадая в видение надзорных ведомств. Так было и в пандемию, когда большинство классифицированных организаций приостановили работу, а незаконные — нет. Проблема в том, что теневой бизнес выгоднее, поскольку не предполагает никакой ответственности. Правительство и законодатели совместно с экспертным сообществом готовят ряд нововведений для регулирования и стандартизации услуг по размещению. На мой взгляд, нелегальным отелям и гостевым домам нужна амнистия. Ведь, если мы закроем всех, кто работает вне правового поля, туристам будет некуда ехать: большинство серых предприятий можно встретить в самых популярных у путешественников регионах. На Юге на них приходится порядка 70% средств размещения. Главное — наладить контакт между властью и бизнесом. Дать "и кнут и пряник", тогда предприниматели заинтересуются в обелении своей деятельности.