Приобретение дрогери–сети "Улыбка радуги" поможет "Ленте" диверсифицировать бизнес и преодолеть падение популярности гипермаркетов.
Крупный петербургский ретейлер "Лента" приобрёл 100% голосующих акций АО "Торговый дом “Эра”" (согласно данным "Контур.Фокус", владеет ООО "Дрогери Ритейл", которому принадлежит бренд "Улыбка радуги"). Ранее сетью владели Дмитрий Костыгин и Август Мейер из "Юлмарта".
В сообщении "Ленты" отмечается, что по состоянию на 30 сентября в состав сети "Улыбка радуги" входили 1535 магазинов, а розничная выручка за 9 месяцев 2024 года составила 29,6 млрд рублей, увеличившись на 17,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Нет каннибализму
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин напоминает, что слухи о сделке ходили уже полтора года. А некоторые персоны среди топ–менеджмента "Улыбки радуги", опять же по неофициальной информации, были связаны с "Лентой". Более того, в самой "Ленте" уже несколько месяцев продаются собственные торговые марки "Улыбки радуги".
Крупные федеральные ретейлеры в целом последние годы развиваются за счёт приобретения региональных компаний. Та же "Лента" растёт за счёт сделок M&A. В прошлом году компания приобрела сеть магазинов у дома "Монетка", которая входила в топ–10 крупнейших розничных сетей России.
Партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская замечает, что возможности органического роста сильно сократились из–за увеличения конкуренции между федеральными сетями. "Улыбка радуги" выводит "Ленту" на другой уровень и соответствует стратегии многопрофильного холдинга с разными направлениями бизнеса.
В пресс–службе "Ленты" это подтверждают, отмечая, что сделка реализована в рамках стратегии трансформации в мультиформатного игрока. Она позволит сети стать одним из лидеров в сегменте дрогери, а также уверенно закрепиться на растущем рынке парфюмерно–косметической продукции, размер которого по итогам года может превысить 1 трлн рублей.
“
"Узкоспециализированные магазины позволяют предоставить покупателям намного больше выбора (например, в “Зоомагазинах” — специализированные корма). Мы видим в данных форматах возможности улучшить ценностное предложение “Ленты” без каннибализации основного бизнеса", — говорят в компании.
Взяли с дисконтом
Михаил Лачугин отмечает, что в целом такой путь развития ретейла отвечает современным запросам потребителя.
“
"Когда говорят, что крупные сети поглощают отдельных игроков, нужно посмотреть на те же западные страны, где доля крупных торговых сетей значительно больше, чем в России. Я думаю, что процесс слияния и поглощения будет идти ещё какое–то время. Сегодня мультиформатность является преимуществом, а через несколько лет, может, наоборот — люди будут отдавать предпочтение игрокам, которые специализируются на отдельных категориях и сегментах", — рассуждает эксперт.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков замечает, что в текущий момент оценивать стоимость сделки не имеет какого–то смысла, потому что во многих случаях сделки проходят не рыночным путём. Так, у акционеров "Улыбки радуги" совсем недавно закончился суд. Актив достался "Ленте" с большим дисконтом.
"Это достаточно интересный, привлекательный актив. Цена которого исчисляется несколькими миллиардами рублей", — подчёркивает Федяков.
Доцент кафедры экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге Артём Голубев добавляет, что "Ленте" интересны сети небольшого формата, которые имеют большую долю рынка. Компания также смотрит на конкурентов — у того же "Магнита" есть "Магнит Косметик". А учитывая то, что "Лента" принадлежит структурам Алексея Мордашова, средства на финансирование подобных сделок есть. Им проще расширяться на рынке, чем каким–то другим компаниям, владельцы которых не обладают крупными активами.
“
"Разговоры конкретно об этой сделке шли последние полтора года — видимо, говорили о цене. “Лента” не хотела переплачивать за этот актив, а продавец не хотел дёшево его продавать", — говорит Артём Голубев.
Меньше, да лучше
Аналитик ФГ "Финам" Игнат Иванов добавляет, что формат гипермаркетов растёт не так быстро, как магазины "у дома". Дрогери, в свою очередь, растёт ещё быстрее последних. Также в связи с меньшей площадью точек дрогери и более высоким средним чеком покупки дрогери–сеть в среднем рентабельнее продуктовой розницы.
“
"Продажи гипермаркетов растут медленнее, чем у небольших магазинов в пешей доступности. Поэтому крупные сети стараются открывать либо продуктовые магазины “у дома”, либо небольшие профильные магазины", — добавляет эксперт.
Иван Федяков подтверждает, что современный ретейл стал активнее отходить от больших форматов. Гипермаркеты испытывают достаточно серьёзный отток потребительской заинтересованности, и сети понимают, что нужно быть как можно ближе к покупателю. Это относится и к формату дрогери — стратегически работа в данном формате укрепит позиции "Ленты" относительно других игроков рынка.