Уборка от снега и льда может выйти в Петербурге на другой технологический уровень. Городской бизнес готов предложить новые подходы для решения старых проблем.
Содержанием дорог в зимний период в Петербурге традиционно недовольны все. Проблемы с уборкой каждый год выходят в топ тем социальной напряжённости, и справится с этим властям пока что не удаётся. Между тем в городе достаточно технологий и экспертов, которые могли бы как минимум снять часть проблем, считают участники рынка. Проблема действительно многосторонняя, но если власти захотят разобраться в этой теме, то смогут добиться некоторого прогресса, уверены они.
Эту тему обсудили на днях на круглом столе "Делового Петербурга".
Почему в Петербурге сложно убирать дороги зимой
Впрочем, поскольку речь идёт о крупном городе с не самым удачным в этом контексте климатом, сделать это действительно непросто.
“
"В городах–миллионниках очень интенсивное автомобильное движение и большой пешеходный поток, которые усложняют работу дорожных служб. Есть ещё и региональная специфика — в Петербурге большая пешеходная зона в центре города, требующая особого внимания. Отдельная проблема — нехватка техники и работников", — выступила исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.
Используемые при уборке дорог материалы имеют разную степень воздействия как непосредственно на лёд и снег, так и на окружающую среду, отметила она. Например, песок изначально считается безопасным материалом, но, согласно исследованиям ассоциации, один шипованный автомобиль за время зимнего сезона снимает до 4 кг асфальтового покрытия, превращая его при контакте с песком в мелкодисперсную пыль. Эта пыль поднимается на высоту до 80 см — как раз на уровне дыхательных путей детей. Если службы используют некачественный песок (с большим содержанием глины), то при смешении со снегом он образует рыже–коричневую кашу, которой так недовольны горожане. Но отказаться от реагентов и их химической составляющей, которая снижает снежные массы и затраты на вывоз, практически невозможно, считает эксперт.
Реагентами являются как техническая соль (например, галит и бишафит — это однокомпонентные реагенты), так и многокомпонентные смеси солей — это современные противогололёдные материалы.
“
"Сейчас активно развиваются цифровые технологии, с помощью которых можно рассчитать необходимость применения таких материалов и их объёмы. Ещё более экономично и экологично переходить на превентивные методы обработки, как это делают в Москве", — говорит Юлия Антонова.
Председатель комиссии по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды Законодательного собрания Петербурга Александр Ходосок согласен, что сегодня полностью отказаться от использования реагентов в самом большом северном городе страны невозможно. Он также отметил, что в Петербурге редко бывают снежные зимы со стабильной минусовой температурой, при которой можно было бы рассматривать другие концепции уборки. А при частом "переходе через ноль" и обильных снегопадах приходится применять именно те технологии и средства, которые есть в арсенале дорожников.
“
"У нашего города есть и другая особенность — узкие дворы, где с каждым годом растёт количество машин, и неодинаковые кровли. С каких–то снег сбрасывается относительно просто, где–то такой возможности нет. При расчистке кровель весь объём снега и льда падает на тротуары, там без использования реагентов быстро образуется наледь", — пояснил он.
Несмотря на постоянную критику со стороны горожан, власти действительно готовятся к зимам. Так, для зимы 2024 / 25 года комитетом по благоустройству закуплено 150 тыс. тонн соли и 80 тыс. тонн песка, а жилищным комитетом — ещё 17,5 тыс. тонн соли и порядка 3 тыс. тонн песка. На них ежегодно выделяются средства из бюджета, отметил Александр Ходосок. Он также напомнил, что не так давно Петербург закупил дополнительную технику для уборки дорог.
Какие материалы используют при уборке дорог
“
"Все технологии борьбы с зимней скользкостью давным–давно известны, их свойства изучены ещё советской наукой. Ничего нового за последние годы не придумано. Все материалы — это фактически набор из стандартных известных компонентов в разной пропорции. Это хлорид натрия, хлорид кальция, хлорид магния, к которым иногда может что–то добавляться. Все разговоры о том, что нужно что–то сделать, чтобы собачкам было удобнее ходить, — спекуляции, которые никакой научной базы под собой не имеют", — выступил член правления Ассоциации дорожного образования, член общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Алексей Амелехин.
Безопасность дорожного движения — ключевой тезис и ключевой приоритет всех нормативных документов, напомнил он. Стандарт ГОСТ Р 50597, который регламентирует требования к эксплуатации автомобильных дорог и улиц населённых пунктов, является обязательным для применения на всей территории РФ. Но сегодня он не исполняется. Причина банальна — недостаточное финансирование, говорит Алексей Амелехин. Дефицит выделяемых средств в зависимости от региона составляет от 50 до 70%.
"Петербург — не исключение, думаю, что здесь финансирование находится в районе 35% для городских и 45% для федеральных трасс. Увы, в таких условиях говорить об использовании более дорогостоящих материалов не приходится. Улучшений не предвидится, ситуация с точки зрения финансирования будет только ухудшаться", — считает он.
“
"Почему город отказался от работы по модели зимы 2015 / 16 года, когда не использовалась даже техсоль? Тогда решили, что так убирать будет дешевле и эффективнее. В итоге в Петербурге были горы снега, которые убирали и вывозили неделями. После посчитали стоимость, и оказалось, что по факту это слишком дорого: механизированная уборка получается в разы дороже, и стали негласно разрешать применять пескосоль", — напомнил советник генерального директора по развитию УЗПМ Евгений Немировский.
Он обратил внимание, что по завершении зимнего сезона Петербург выглядит крайне неприглядно в том числе из–за применяемых материалов с песком. Весной убирается в лучшем случае половина использованной пескосоли, а техническая соль вымывается из почвы более 10 лет, утверждает он. "Мы почти 4 года работали над созданием “композиции”, которая поможет городу справиться с осадками и при этом окажет минимальное негативное воздействие. В 2017 году мы вывели такой продукт на рынок — специальные гранулы, наше ноу–хау", — рассказал Евгений Немировский.
"Правильно говорят, что самое главное — это безопасность. Я хотел бы подчеркнуть важность темы экологической безопасности. Куда девается вся используемая соль? В почву, в грунт, в канализацию. Наш город имеет общесплавную канализацию — все бытовые и промышленные стоки, пусть даже предварительно очищенные, дождевые осадки поступают туда. Дальше это всё идёт на очистные сооружения, а там оседает на иловых картах на дне отстойника. Поэтому важно, чтобы в стоках хлоридов было как можно меньше. Знаете ли вы, какая у нас заболеваемость за последние 20 лет, с момента начала работы заводов по сжиганию иловых карт? Петербург — единственный в стране город, который выбрал эту технологию, Москва и другие города пошли по иному пути. Поэтому звучащая периодически тема вреда для животных, для нашей обуви — это мелочи", — считает председатель правления Экологического союза Семён Гордышевский.
Как можно снизить использование соли зимой
Участники рынка говорят о необходимости использования инновационных методов работы и материалов, которые позволят снизить воздействие на окружающую среду. Генеральный директор ООО "Митракс" Денис Смыслов привёл в пример практику Рыбинска, где соль не рассыпают по дорогам, а замешивают с водой, которую и распыляют. Так можно снизить объёмы применяемых материалов и ускорить их действие, говорит он. Другая проблема — имеющаяся в автопарке у дорожных служб снегоуборочная техника нередко используется неправильно.
"Сегодня вся работа техники фиксируется камерами. И мы видим, как неэффективно используется автопарк. Как они вообще ездят? Что делают? Например, машина едет и даже не касается щёткой земли. Конечно, все потихоньку учатся, но тем не менее…" — говорит он.
“
"Мы стараемся использовать как можно меньше соли, поскольку искусственные сооружения выполнены из материалов, которые боятся соли. Из–за соли нам приходится тратить больше денег на ремонт мостовых сооружений. На мой взгляд, самая большая проблема — в ресурсах. Идеально было бы привлечь больше техники, нанять большее количество людей на хорошие зарплаты, предоставить им лучшие условия труда. Но сейчас наши силы ограничены, поэтому соблюдать регламентные сроки по уборке (2 часа после снегопада) той техникой, которая есть у нас в наличии, и тем количеством “ручников” практически нереально. Тем более в городе большое количество набережных и тротуаров, на которые технике просто не заехать. Их приходится убирать вручную, и, конечно, надо искать какой–то способ решения этой задачи", — сказал начальник отдела комплексной уборки управления текущего ремонта Санкт–Петербургского ГБУ "Мостотрест" Дмитрий Пестов.
“
"Согласно нашим исследованиям, вся соль из верхних слоёв почвы в Петербурге относительно быстро вымывается из–за большого количества осадков. По воздействию на почвы и растения хлоридов натрия или магния разница невелика, 10–15%, — это не фатально. Поэтому каждый раз, когда начинают обсуждать новые реагенты новых марок, их бывает по 5, 10, 15 за зиму, мы по сути видим всё то же самое, то есть сочетание одних и тех же компонентов в разной пропорции примерно с одинаковой эффективностью", — подытожил старший научный сотрудник Лаборатории методов реабилитации техногенных ландшафтов СПб ФИЦ РАН Александр Герасимов.
По его словам, формиаты и даже ацетаты токсичны для почвы и растений только в максимальных дозах, а их минимальные и средние дозы либо не влияют на них, либо даже стимулируют рост. Правда, они заметно увеличивают стоимость плавления снега на дороге.
Какой ущерб наносят экономике зимние травмы
"Мы всегда готовимся к зиме. С началом первых заморозков количество пациентов, обращающихся к нам, значительно увеличивается. Практически все отмечают, что дворы не убираются должным образом. Зимой травмы подобного рода составляют примерно 60% от общего числа поступающих. По данным нашего отделения, наиболее распространённые травмы в зимний период включают переломы конечностей и ушибы. Травмы влияют на производительность труда, поскольку пострадавшие вынуждены временно покинуть свои рабочие места, что ведёт к дополнительным расходам для бизнеса. Люди с травмами — это люди, которые не могут добраться до работы. Кроме того, травмы могут существенно снизить качество жизни пострадавших, приводя к необходимости длительного восстановления и ограничениям в повседневной деятельности. Я был рад услышать о планах по увеличению числа дворников в Петербурге, так как мы часто выезжаем к пациентам на дом. У меня были случаи, когда мы просто не могли доехать до пострадавших, даже когда снегопада не было", — рассказал заведующий травматологическим отделением ООО "Сфера Мед" (компания Coris) Валентин Жидков.
Он подчёркивает, что необходимо улучшить сотрудничество между медицинскими учреждениями и дорожными службами, чтобы оперативно реагировать на ситуации с травмами.
"Ассоциация проводила совместные исследования с Финансовым университетом, в ходе которых выяснилось, что уличный травматизм в зимний период наносит ущерб нашей экономике до 2% ВВП", — говорит Юлия Антонова.
Алексей Амелехин также напомнил, что балансодержатель несёт ответственность за нормативное содержание автомобильных дорог общего пользования и улично–дорожной сети населённых пунктов вплоть до уголовной.
Несмотря на разногласия по отдельным вопросам, участники дискуссии сошлись во мнении, что имеющиеся сегодня на рынке технологии, материалы и наработанный опыт могут снять по крайней мере часть проблем зимнего содержания дорог. По сути, необходимо скоординировать всех игроков и знания и разработать некую программу, которая учтёт аспекты, уменьшающие использование песка и снижающие объёмы соляной нагрузки в масштабах города.
“
"По всем вопросам есть куча мнений, но к единому прийти сложно. Мне кажется, нужно образовывать какой–то научный совет, который поступательно занялся бы решением всех вопросов", — подытожил Денис Смыслов.