Театральный роман: самые знаменитые роли Алисы Фрейндлих в кино

Алисе Фрейндлих 8 декабря исполняется 90 лет. В качестве поздравления "ДП" предлагает вспомнить кинороли актрисы, в разное время принёсшие ей известность и популярность.

"Будни и праздники Серафимы Глюкиной" (1988, Ростислав Горяев), 6+

Серафима Глюкина (Алиса Фрейндлих) работает в городском музее, которому её отец подарил уникальное собрание музыкальных инструментов, водит экскурсии по экспозиции, а в свободное от работы время опекает и привечает всех, кто к ней обращается за помощью и поддержкой. При обстоятельствах, едва не закончившихся трагически, героиня знакомится с человеком из неведомого ей мира — хоккеистом Алексеем Воронковым (Николай Ерёменко–младший).
По сути этот двухсерийный телефильм, ставший последней работой Ростислава Горяева, — сольная работа актрисы Алисы Фрейндлих. Хрупкая, интеллигентная, не повышающая голоса на окружающих Серафима в конце концов оказывается самой стойкой и способной противостоять и хамству, и грубости, и жестокости этого мира. Даже несмотря на личные жертвы, которые ей приходится приносить.

"Семейное счастье" (1969, режиссёр Сергей Соловьёв), 6+

Анна Семёновна Капитонова (Алиса Фрейндлих) живёт с мужем Николаем Андреевичем Капитоновым (Вячеслав Тихонов) и детьми на даче и бесконечно, нестерпимо скучает. Чтобы избавиться от хандры, барыня использует известный способ — флирт. Объектом её недолгого дачного кокетства становится учитель сыновей — юный студент Ваня Щупальцев (Николай Бурляев).
Новелла "От нечего делать" открывает киноальманах, снятый по рассказам Антона Павловича Чехова. Молодой режиссёр Сергей Соловьев взял на роль обманутого мужа опытнейшего и популярного Вячеслава Тихонова, пригласив ему в партнёры Николая Бурляева, прославившегося работой у Андрея Тарковского, и Алису Фрейндлих, которую с момента кинодебюта в 1955–м и до конца 1960–х снимали преимущественно в ролях второго плана и эпизодах. Роль томной, меланхоличной Анны Семёновны стала первой костюмной ролью актрисы.

"Исполняющий обязанности" (1973, Ирина Поволоцкая), 6+

В архитектурную мастерскую на практику приходит студент Илья Фёдоров (Виктор Фокин). Приходит не один, а с курсовой — современным кафе на 40 посадочных мест. Но вместо восторженных откликов и всеобщего одобрения получает предложение присоединиться к группе архитектора Николая Кораблёва (Игорь Владимиров), работающей над реконструкцией одной из главных городских магистралей. В числе разработчиков оказывается и техник–архитектор Евгения Синеграч (Алиса Фрейндлих). Невероятно застенчивая, скромная героиня влюблена в архитектора Ашота Бадаляна (Ефим Копелян). И настолько захвачена чувством, что переходит следом с одной работы на другую, не теряя надежды на взаимность.
Одна из коллег (Анна Лисянская) однажды язвительно замечает: "Всё надеешься, что он оценит твои душевные богатства? А путь к сердцу мужчины лежит через внешность". От слов энергичная сослуживица переходит к действиям: Евгению красят по–модному, надевают парик и подбирают симпатичную кофточку. Роль Синеграч в определённом смысле можно назвать репетицией роли Людмилы "Мымры" Прокофьевны. С той лишь разницей, что необходимого эффекта героиня Фрейндлих здесь всё–таки не достигает.

"Опасный возраст" (1981, Александр Прошкин), 6+

Прожив вместе два десятка лет, Лилия и Наркис Родимцевы решают развестись. Точнее, судьбоносное решение единолично принимает Лилия (Алиса Фрейндлих), а интеллигентный застенчивый муж без особых споров соглашается. Дальше их ждёт суд, размен квартиры и выяснение отношений, а также конфликт с сыном–подростком (Антон Табаков), который в конце концов сбегает из дома.
Для режиссёра Александра Прошкина "Опасный возраст" стал четвёртой телеработой. Для Алисы Фрейндлих — продолжением галереи современных героинь, которых она к тому моменту уже успела сыграть у Эльдара Рязанова ("Служебный роман") и Соломона Шустера ("Сергей Иванович уходит на пенсию"). И развитием. Её Лилия сыграна иногда на полутонах, иногда размашисто, отчего амплитуда зрительских эмоций раскачивается туда–сюда весь фильм, вплоть до открытого финала.

"Принцесса на горошине" (1977, Борис Рыцарев), 6+

Король (Иннокентий Смоктуновский) и королева (Алиса Фрейндлих) настолько отчаялись найти своему юному сыну (Андрей Подошьян) невесту, что принялись развешивать по всей округе объявления: "Нужна принцесса". Вскоре на немой родительский вопль отзывается юная красавица (Ирина Малышева), которая стучится в дверь несколько обветшавшего замка. Однако встреча с принцем откладывается на неопределённое время: утром следующего за принцессиным визитом дня король отправляет отпрыска на поиски истинной обладательницы королевской крови.
Сценарий "Принцессы" написал Феликс Миронер ("Весна на Заречной улице", "Городской романс"), а экранизировал его ныне незаслуженно забытый Борис Рыцарев, снимавший парадоксальные киносказки ("Подарок чёрного колдуна", "Ледяная внучка"). Алиса Фрейндлих появляется здесь совсем ненадолго — в начале истории и в финале. Но и столь непродолжительного пребывания на экране оказывается достаточно, чтобы понять, у кого в этом королевстве настоящая власть.

"Успех" (1984, Константин Худяков), 6+

Столичный режиссёр Геннадий Фетисов (Леонид Филатов) приезжает по приглашению областного театра ставить спектакль своей мечты — чеховскую "Чайку". Распределение ролей, предложенная трактовка, жёсткое и даже безжалостное отношение к актёрам, выбранным для постановки, приводит к разного рода конфликтам. В том числе и с примой труппы Зинаидой Арсеньевой (Алиса Фрейндлих), которой предназначена роль актрисы Ирины Николаевны Аркадиной.
Кинокартину Константина Худякова, снятую по сценарию Анатолия Гребнева ("Дикая собака динго", "Июльский дождь", "Дневник директора школы"), стоит смотреть хотя бы потому, что в ней подробно, с нюансами показана та часть театрального мира, которая, как правило, скрыта от большинства. Тут нет ходульных и шаблонных героев, а линии отдельных персонажей развиваются совершенно неожиданно. Одна из них принадлежит героине Алисы Фрейндлих. Сперва совершенно не принимающая нового постановщика, она ведёт себя с Фетисовым холодно и высокомерно. Сюжет движется дальше, и становится ясно: ироничная, умная, по–настоящему одарённая актриса Арсеньева хочет соучаствовать в создании роли, а не безропотно и послушно выполнять указания режиссёра.