Задержка контракта стоимостью 2 млрд рублей обошлась Крыловскому ГНЦ в 91 млн неустойки, хотя Балтийский завод требует 670 млн.
Петербургский арбитраж решил, что Балтийский завод пытается наказать Крыловский государственный научный центр (ГНЦ) за одно и то же дважды, решение вступило в законную силу 3 декабря.
В этот день губернатор Петербурга Александр Беглов и помощник президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев пообещали Крыловскому ГНЦ господдержку.
Наказать по полной
В 2,1 млрд рублей оценивается договор, который в конце января 2020 года подписали Балтийский завод и Крыловский ГНЦ. За эту сумму ГНЦ обязался поставить для "Якутии" комплект системы электродвижения (СЭД), установить и испытать его. Система включает двигатель — как раз такой, что сгорел на головном ледоколе проекта 22220 "Арктика" в феврале 2020 года, по поводу чего суды до сих пор не определили виновного. Оборудование на "Якутию" ГНЦ должен был поставить до конца мая 2022 года, но опоздал, с чем и связан спор.
Балтийский завод решил наказать за задержку по полной, начислив, как указано в судебном решении, "неустойку за нарушение срока поставки комплекса СЭД и неустойку за нарушение сроков поставки входящих в СЭД позиций". В расчёт неустойки завод включил весь комплект оборудования, а не только те его части, которые пришли с задержкой. Сумма иска оказалась внушительной: 460,3 млн рублей за нарушение конечного срока поставки, 208,4 млн за нарушение промежуточных сроков и 0,7 млн — штраф за всё. Общие претензии верфи к Крыловскому ГНЦ — 669,4 млн, что составляет треть цены всего договора.
Судья Егор Шпачев назвал такие требования двойным взысканием, не соответствующим условиям договора.
"Толкование, предложенное истцом, будет означать двойную ответственность — неустойку за просрочку поставки отдельных частей СЭД и самого СЭД… Также неустойка должна взыскиваться от стоимости того оборудования, поставка которого просрочена, а не от стоимости всего комплекта… Неустойка за нарушение конечного срока поставки частей, а не всего комплекта составляет 90,1 млн рублей", — написано во вступившем 3 декабря в законную силу решении петербургского арбитража. Вместе со штрафом 0,7 млн Крыловский ГНЦ должен заплатить Балтийскому заводу почти 91 млн.
"Балтийский завод воздерживается от комментариев судебных актов, которые находятся в процессе рассмотрения или обжалования, и считает недопустимым доносить свою позицию через СМИ во избежание возникновения предпосылок для давления на правосудие", — заявил "ДП" представитель верфи.
В Крыловском ГНЦ к моменту публикации текста на редакционный запрос не ответили.
Обещали господдержку
Этот спор стал вторым крупным спором, в котором фигурирует начавший 2 декабря заводские ходовые испытания атомоход "Якутия". В конце ноября петербургский арбитраж опубликовал решение о взыскании с Балтийского завода 40,6 тыс. евро (в рублях по курсу на момент выплаты) и 10,4 млн рублей за сталь для "Якутии" и пятого ледокола проекта 22220 "Чукотка", поставленную в 2021–2023 годах на общую сумму 0,9 млн евро, что на тот период соответствовало 84,1 млн рублей ("ДП" писал об этом 27 ноября). Решение не вступило пока в законную силу.
3 декабря, когда вступило в законную силу решение по спору Балтийского завода с Крыловским ГНЦ, сам ГНЦ посетили губернатор Петербурга Александр Беглов и помощник президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев. На встрече, в частности, обсуждался вопрос об оказании ГНЦ государственной поддержки для реализации программы финансового оздоровления.
"Обсуждены вопросы, связанные с проведением реконструкции некоторых объектов Крыловского центра. Отдельное внимание уделено программе финансового оздоровления предприятия, предусматривающей дополнительные меры государственной поддержки, в том числе субсидирование содержания не полностью загруженных объектов экспериментальной базы…" — процитировал отраслевой портал PortNews сообщение аппарата Николая Патрушева.
Можно и опоздать
Исполнительный директор ООО "Северное море" (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова отмечает, что российские компании уже готовы полностью обеспечивать верфи системами электродвижения.
"Сегодня это абсолютно решаемая задача, есть наработки и по винторулевым колонкам, и по генерации, и по двигателям. Спокойно можно отказаться от китайских поставщиков и осуществить всё это силами современных российских компаний. Главное, не допускать стандартного подхода и не заказывать всё у монополистов, которые никаким образом вообще не хотят отвечать за сроки, задирают стоимость и по факту стали в основном поставщиками обещаний и громких заявлений", — говорит руководитель "Северного моря".
Первый заместитель генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Лев Засыпко полагает, что задержки поставок электродвигателей для проекта 22220 простительны.
"Эти системы электродвижения создавались практически с нуля, потому что американская General Electric отказала в поставках из–за международных санкций. Система сложная, с функцией автоматического регулирования. Идёт ледокол в свободной воде, по дроблёному льду либо в режиме фрезеровки льда — везде требуется обеспечить заданные судоводителем ходовые характеристики. Система должна подстраиваться: лёд — не лёд, и так далее. Также она должна адаптироваться к техническому состоянию энергетической установки. С моей точки зрения, те, кто сумел в сравнительно короткий срок создать такие системы, имеют как минимум моральное право иногда опаздывать с их поставками", — считает руководитель МКС.
Досье:
ФГУП "Крыловский государственный научный центр" основано в 1894 году, принадлежит государству в лице министерства промышленности и торговли. Это крупнейший в России институт, выполняющий работы для Военно–морского флота и гражданского судостроения. Крыловский ГНЦ создал первую отечественную мощную (60 МВт) и высоковольтную (10,5 кВ) систему электродвижения для атомных ледоколов серии 22220, которая была установлена на "Арктике". В апреле 2020 года правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики включила Крыловский ГНЦ в отраслевой список в качестве системообразующих предприятий. Уставный капитал Крыловского ГНЦ составляет 10,2 млрд рублей, финансовые результаты не опубликованы.
Непубличное акционерное общество "Балтийский завод" зарегистрировано в 1992 году в Петербурге. Компания входит в государственную Объединённую судостроительную корпорацию (
ОСК
). По итогам 2021 года ОСК владела 98,28% акций завода, более свежие данные в СПАРК не опубликованы. Основная продукция — ледоколы проекта 22220 и ледостойкие платформы. Выручка Балтийского завода за 2023 год составила 21,1 млрд рублей.