Офицеры и много пафоса: где и как устраивали шопинг в дореволюционном Петербурге

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Центральный район речь зашла про первые крупные универмаги, которые появились в Петербурге.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
В Центральном районе Петербурга всегда было огромное количество магазинов, которые стали прародителями современных торговых центров. Как именно они появлялись, как с ними связаны гвардейские офицеры, фабрика одежды им. Володарского и спор Достоевского с либералами — читайте в "Деловом Петербурге" или слушайте в подкасте.
Все прекрасно знают, как устроены современные торговые центры. Там просторные, хорошо освещённые магазины, играет приятная музыка, красивые витрины, сотрудники магазинов тактичны и не стремятся навязать товар. Одежда представлена в большом ассортименте: одна и та же модель есть в нескольких расцветках и размерах. Можно придирчиво повыбирать, зайти в примерочную, пофотографировать себя или посоветоваться с другом или подругой. Сделав выбор и расплатившись, можно ещё раз примерить дома. Если вещь почему-то вдруг разонравилась, её всегда можно вернуть.
Но на рубеже XIX–XX веков люди, имевшие высшее образование или дворянское происхождение, не ходили по магазинам, а заказывали пошив костюмов исключительно в ателье или же у частных портных. На Невском проспекте и на ближайших улицах не было магазинов готового платья, зато на главном проспекте страны, перед Первой мировой войной, насчитывалось целых 76 портновских ателье и мастерских. Даже когда появились магазины по продаже готовой одежды и аксессуаров, эти товары были изготовлены ограниченными партиями.
Люди же небогатого состояния значительную часть гардероба покупали с рук, на рынках и толкучках. А в случае нужды там же и продавали свою одежду.
Характерный эпизод есть в "Преступлении и наказании". Разумихин, ужаснувшись убогому наряду Раскольникова, решил того приодеть и с гордостью огласил цены. За головной убор восемь гривен! "Да и то потому, что поношенный... Предупреждаю — штанами горжусь! — и он расправил перед Раскольниковым серые, из лёгкой летней шерстяной материи панталоны, — ни дырочки, ни пятнышка, а между тем весьма сносные, хотя и поношенные, таковая же и жилетка, одноцвет, как мода требует".
Скупкой и перепродажей подержанной одежды занимались тряпичники. Были те, кто промышлял на толкучках, другие занимались обходом дворов и скупкой ненужного у жильцов. В Петербурге довольно часто этим занимались татары, а по воскресеньям близ Сенного рынка открывалась "Татарская площадка" — большая точка по продаже подержанной одежды и популярное место шопинга городской бедноты. Были и профессиональные скупщики краденого, которых называли "мешками", и портные, которые занимались перешиванием вещей подозрительного происхождения, например, превращая за вечер ворованную шубу в манто.
Уже ношенные платья переделывались, украшались дополнительной отделкой и обретали новую жизнь. Если на платье появлялось несмываемое пятно, то его перекрашивали в более темный цвет, например, из голубого в тёмно-синее. Шитьё и рукоделие были обязательными навыками, которым учили даже в институтах благородных девиц.
Почему же пошив одежды стоил так дорого? Дело в том, что многие товары, а также материалы заказывались за границей, и доставка тогда стоила намного дороже. Но была и ещё одна щекотливая причина. Их "благородия" иногда имели вредную привычку забывать оплатить услуги своих поставщиков. Многие заказчики оплачивали заказы не сразу а, например, в конце месяца и при этом часто жили не по средствам. Продавцы пытались взывать к совести, но часто безрезультатно, а на конфликт идти хотели не все. К тому же именитый неплательщик мог быть хорошей рекламой и привлекать более платёжеспособных клиентов. В итоге владельцы ателье часто вкладывали в цену риски, а покупатели по факту платили "за себя и за того парня".
Неужто в магазины совсем не ходили? Нет, ходили. Но это было "не модно" и "ниже достоинства". Но давайте представим, что мы перенеслись на 120 лет назад. Деньги имеются. Приехали в Петербург из провинции и нам нужно купить некоторые вещи и подарки близким. И первой нашей точкой станет "Гостиный двор".

Не просто рынок

Это место существовало ещё со второй четверти XVIII века и воспринималось как рынок. В то время и дорогое, и дешёвое продавалось в неказистых, тёмных помещениях, с не самым хорошим запахом. Хозяева обсчитывали и обманывали, а зазывалы не давали пройти приличной публике. Фиксированных цен не было. За любой товар ломили втридорога и чтобы что-то купить, надо было отчаянно торговаться. В общем, как это выглядело, можете себе представить, если были на турецком или египетском базаре.
Мы долго гуляем вдоль различных рядов, но нашли лишь пару безделушек: набор пастилы, конфеты и шоколад фабрики "Эйнемъ". Всё это подарки для детей и не самых близких друзей и родственников. А ведь у нас целый список: тут и жене платье, и игрушки детям, шляпка для тещи. Поэтому мы переходим через дорогу и попадаем в магазин "Пассаж".
Автор: Валентин Беликов / "ДП"

Прообраз торгового центра

Это место задумывалось как центр торговли по-новому. Просторные помещения, крытая галерея, много света. Но русские торговцы отказывались туда переезжать. Во-первых, хозяева "Пассажа" не давали оформлять витрины продавцам на свой вкус, а требовали согласовывать все вывески. Во-вторых, тут не разрешали брать зазывал. В-третьих, в "Пассаже" было обилие дневного и искусственного света, к тому же было обилие зеркал. И как тут прикажете обсчитывать клиента?
В общем, "Пассаж" только во второй половине XIX века начинает превращаться в нормальный магазин, заполняя помещение иностранными продавцами и постепенно ломая традицию "русской торговли". Кстати, для привлечения покупателей в нижнем этаже "Пассажа" был организован аквариум, где держали крокодила и его на потеху публике периодически кормили. Именно сцена кормления крокодила в "Пассаже" и стала точкой вдохновения для Фёдора Михайловича Достоевского, написавшего сатирический рассказ "Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже", в котором он в остроумной форме полемизировал с либеральной публикой.
Пример "Пассажа", после того как он в конце-концов становится модным магазином, продемонстрировал, что и в Россию пришла эпоха другой торговли. И в городе начинается бум строительства торговых центров. Ну а мы, довольные, купили уже здесь куклу для дочки, сыну детскую книжку и идём дальше вдоль Невского проспекта.

Модный магазин гвардейцев

Следующая точка на карте — Магазин гвардейского экономического общества. Сейчас звучит немного странно и милитаризовано, но этот магазин работает и сегодня, и он знаком практически всем жителям нашего города, да и туристы его охотно посещают. История создания магазина весьма интересна.
В Российской империи огромное количество людей носили форменный мундир всю свою жизнь, начиная с гимназии. Не говоря об офицерах и полицейских, форму носили учителя, чиновники, почтальоны, железнодорожные служащие. Забота о покупке мундира и формы ложилась на плечи самого офицера, расходы включались в жалованье. Они приходили к портному, который прекрасно знал требования к мундирам всех видов и образцов. Офицеры сами выбирали себе ткань в зависимости от достатка. И конечно же самыми дорогими были парадные мундиры императорской гвардии.
Чтобы обеспечивать себя одеждой должного качества, в 1891 году гвардейские офицеры организовали корпоративное торговое акционерное Гвардейское экономическое общество. Акционерами могли быть только офицеры, каждый пайщик вносил ежегодный взнос, а по истечении года получал дивиденды, если у общества был прибыльный год. Председателем правления был командующий гвардейским корпусом Константин Манзей. Правление нанимало управляющих, те делали заказы подрядчикам и нанимали служащих.
Основной целью общества было доставлять "главным образом, обмундирование, снаряжение, обувь и бельё вполне хорошего качества, по возможно дешёвым ценам". Общество старалось работать без посредников и перекупщиков. Дела у гвардейского экономического общества пошли настолько хорошо, что спустя семь лет работы оно открыло в Петербурге в 1909 году роскошный универсальный магазин, где можно было купить почти всё: от пуговиц до шампанского. В магазине нельзя было торговаться, цены были чётко указаны на ценниках, в магазин могли приходить и не офицеры, но для акционеров, то есть для господ-офицеров, цены были ниже.
Любопытно, но поначалу многим господам-офицерам казалось, что участие в торговле ниже достоинства русского офицера — но первые же дивиденды развеяли все сомнения, и дальше от "акционеров" не было отбоя.
После революции, в середине 1920-х гвардейский магазин был передан Ленинградскому союзу потребительских обществ. В 1927 году его переименовали в Дом Ленинградской кооперации. В 30-е на первом и втором этажах здания разместился Центральный магазин "Торгсин", в котором в обмен на золото можно было приобрести товары, отсутствующие в свободной продаже. А с ноября 1935 года универмаг носит название, под которым мы его знаем и ныне: Дом ленинградской торговли или ДЛТ.
Но а мы провели здесь очень много времени, гуляя вдоль различных магазинов. Впереди оставалась последняя точка нашего дореволюционного шопинга. Мы прошли дальше по главной авеню города и свернули на набережную Мойки.

Первый универмаг

Впереди — первый многоэтажный магазин "европейского типа" в Петербурге — торговый дом Au Pont Rouge ("У красного моста"). Название не такое привычное, как Пассаж, "Гостинка" или ДЛТ. И даже сразу трудно вспомнить где он находился. Но многие знаю это место как "Фабрика одежды Володарского".
Автор: Михаил Тихонов / "ДП"
История появления этого магазина крайне примечательна. В начале XX века участок на углу Мойки и Гороховой приобретает бельгийско-австрийский предприниматель Стефан Эсдерс и его партнёр и племянник Карл Схейфальс из Нидерландов. Торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс", занимавшийся продажей готового женского и мужского платья, в те годы открывал универмаги в столицах разных стран, в том числе в Париже и Вене. И почему бы им не открыть роскошный европейский универмаг в блистательной столице Российской империи? В 1907 году их магазин стал первым в России многоэтажным универмагом. С неймингом особенно сильно не заморачивались. Поскольку магазин стоял у Красного моста на Мойке, то его и назвали Au Pont Rouge.
На тот момент это был самый пафосный магазин Российской империи. Там были не только готовые платья из Парижа, Вены и Берлина, но и многочисленные швейные мастерские, которые подгоняли наряды по фигуре или шили одежду на заказ из дорогих тканей. До самой революции этот магазин был посещаемым среди именитых и богатейших горожан империи. Постоянными клиентами grand magasin были Николай II, Александра Фёдоровна и их дочери.
После революции этот храм роскоши, естественно, национализировали. Сначала здание пустовало, а затем Совнархоз передал его Центральной швейной фабрике. Почему швейной фабрике? Помните мы говорили, что там было большое количество швейных мастерских. Они занимали один из этажей торгового центра. И в этих мастерских стояло дорогое и качественное швейное оборудование.
В 1922 году фабрике присвоили имя комиссара Володарского. Казалось бы: причём тут швейная фабрика и известный пламенный революционер и агитатор Моисей Маркович Гольдштейн, носивший революционный псевдоним Володарский?. А всё просто: Моисей Маркович в юношестве учился на портного и, говорят, был неплохим закройщиком.
В 1960–80-х годах фабрика Володарского была масштабным промышленно-торговым объединением, в состав которого входило несколько крупных фабрик. Но само здание бывшего торгового центра достаточно сильно пострадало: были утрачены многие элементы внутренней отделки и планировки, в 1930-х разрушили шпиль, а в 1960-х демонтировали и стеклянный купол.
После очередных глобальных политических преобразований в 90-е годы предприятие переименовали в ЗАО "Фабрика одежды Санкт-Петербург" (торговая марка FOSP. В 2007 году ФОСП объединилась с предприятием, изготавливающим рабочую одежду "Труд", и они обе были переименованы в ЗАО "БТК групп".
В 2008 БТК перевели в Купчино, а зданию на Мойке решили вернуть былой имперский блеск и открыть его двери для широких масс.
В 2015 году после масштабной реконструкции универмаг Au Pont Rouge вновь открылся. Это по-прежнему роскошный торговый центр. По нему можно прогуляться и даже что-то себе прикупить. Только вот императора с императрицей вы там уже не встретите. Времена не те.
Ну а мы с вами, довольные и нагруженные подарками, теперь должны отправиться к Николаевскому (он же Московский) вокзалу. И если повезло, и мы не потратили все деньги, то даже возьмём извозчика. Ну а дальше поезд, дом и счастливый момент дарения гостинцев и презентов.