Жаркие дискуссии ведущих экспертов региона, погружение в атмосферу творчества и тонкости работы профессионалов. В Петербурге прошла девятая биеннале "Архитектура Петербурга". В этом году организаторы расширили повестку и круг участников.
Кроме того, в 2024 году программа включала культурную составляющую — с посещением архитектурных бюро, служебных помещений музеев и театров: Мариинского-2, новой сцены Александринки, Консерватории и др. Мероприятие раз в два года проводит Объединение архитектурных мастерских (ОАМ).
Биеннале этого года собрала как именитых архитекторов, так и молодые бюро. В Мраморном зале Этнографического музея представили несколько сотен проектов — общественно-деловые и жилые комплексы, музейные объекты, курорты, церкви и т.п. Часть из них реализована, часть строится прямо сейчас, а некоторые навсегда останутся только на бумаге.
“
"Особенностью сегодняшней экспозиции является то, что она очень авторская", — сказал на открытии биеннале председатель Объединения архитектурных мастерских Олег Харченко, руководитель архитектурной мастерской "УРБИС-СПБ".
гольф-курорт Шишкино
Традиционно большое внимание привлекла деловая программа биеннале, затронувшая темы сохранения исторического центра, нового строительства, возведения уникальных зданий (например, аэропортов), развития общественных пространств и комфортной среды и т.п. В дискуссиях принимали участие не только архитекторы, но и чиновники Петербурга и Ленинградской области, владельцы девелоперских компаний, проектировщики и др.
Как всегда, остро звучала тема необходимости сохранения исторического центра и петербургского кода и одновременно — важности присутствия в городе новой архитектуры. Впрочем, можно быть уверенными, что революции в этом плане в Петербурге не случится.
“
Смена стилей в нашу эпоху происходит стремительно. Наполеон привёз из Египта стиль ампир, который жил десятилетия, сейчас модные дома — это опасная штука. Одежду можно выкинуть, а дом нет. Говоря об архитектурной моде, можно говорить о моде на технологичность и экономичность.
Евгений Герасимов
руководитель архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры"
Наиболее радикальную позицию озвучил Ингмар Витвицкий, руководитель студии INGMAR architects. По его словам, "небесная линия", которую ввёл академик Дмитрий Лихачёв, возможно, была ошибочна. Из-за неё все высотные дома вынесены на периферию и город превратился в котёл, внутри которого медленно разрушается исторический центр.
Биеннале в Этнографическом музее продолжалась 5 дней и завершилась 1 декабря. Однако фактически она идёт до сих пор — в этом году в рамках программы была подготовлена отдельная культурная составляющая.
“
Мы окунули посетителей в закулисье архитектурной жизни: у нас были организованы экскурсии в бюро, где желающие могли увидеть, как создаётся архитектура, какие люди над ней работают и таинство этого процесса. Ажиотаж вызвали экскурсии по объектам, о создании которых рассказывали сами авторы, архитекторы.
Ирина Барто
заместитель председателя ОАМ, руководитель архитектурного бюро Umbra
Так, со специальной программой посетить можно было Музей истории Санкт-Петербурга, Музей Фаберже, ЦВЗ "Манеж", Музей Академии художеств, Цирк на Фонтанке, Консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, Канатный цех с водонапорной башней завода "Красный гвоздильщик", Анненкирхе, новую сцену Мариинского театра, небоскрёб "Лахта Центр" и другие объекты.
"Я за то, чтобы в театре, если есть для этого возможность, было место для современных академических концертов, авангардных танцевальных постановок для поддержки некоммерческих работ молодых людей. Зритель может сначала прийти именно на это, а потом придёт в театр, убедившись в том, что театр — это тоже что-то интересное, не нафталиновое. Мне кажется, на примере работы нашей новой сцены театр может брать на себя функцию культурного центра, но при этом театральное искусство должно быть на первом месте, а всё остальное — уже дополнительные функции", — говорит художественный руководитель Александринского театра Никита Кобелев.