С щепоткой целебного угля: как в Петербурге производили всемирно известное мыло

Автор фото: архив "ДП"
Автор фото: архив "ДП"
В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Невский район речь зашла о том, как русская косметика отсюда ценилась больше французской и как мыло способствовало развитию футбола.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".

Всё началось со свеч

Когда мы говорим "дорогая косметика", автоматически в голове появляется образ чего-то пафосного и обязательно заграничного. А ведь ещё не так давно, около 150 лет назад, французы, немцы и итальянцы покупали дорогие русские косметические средства, давали им награды на выставках и пытались подделать. Max Factor создал русский эмигрант Максимилиан Факторович, а Коко Шанель и вовсе вдохновлялась кожей с Васильевского острова. И русское мыло в конце XIX — начале XX века не только ценилось в Европе, но и послужило на родине толчком к развитию российского футбола.
Итак, история популярного европейского мыла берёт своё начало в 1839 году, когда дворяне-компаньоны Ноинский, Васильев, Анненский и Татаринов купили небольшой свечной заводик в нынешнем Невском районе Санкт-Петербурга.
Надо знать конъюнктуру того времени, чтобы понять, какое предприятие затевалось.
Свеча в то время — основной источник света от крестьянских изб до царских резиденций. Чтобы осветить даже небольшое помещение, надо несколько свечей, которые сгорали за достаточно короткий промежуток времени. Кроме того, есть нюанс с белыми ночами в Петербурге, которые так красиво были описаны Александром Пушкиным:
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Эти самые ночи, когда "одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса", длятся буквально пару месяцев. С октября по май ночи уже не полчаса, а почти весь день. Поэтому свечи всегда были важным товаром первой необходимости, на который был устойчивый спрос.
Конечно, в России свечей производилось достаточное количество и рынок, в принципе, был заполнен. Почему же компаньоны-дворяне пошли в это дело, да ещё и получили согласие императора Николая I? Дело в том, что они запустили на рынок России инновационный продукт — стеариновые свечи.
Изобретение во Франции стеариновых свечей совершило настоящий переворот в деле освещения жилых и рабочих помещений. До стеарина в свечах использовалось говяжье или баранье сало. Свечи на таком составе горели не очень ярко, отвратительно пахли и обильно коптили. И если с запахом ещё как-то можно было мириться, то закопчёные потолки были очень яркой приметой того времени и требовали много денег и сил на приведение их в порядок.
Долго бы ещё чадили сально-жировые свечи, покрывая копотью всё вокруг, но наконец в 1820 году французский химик Мишель Эжен Шевроль получил новый органический продукт — стеарин. Стеарин был твёрже и крепче животного жира, а горел даже чище пчелиного воска. Стеариновые свечи с новыми плетёными фитилями были выше всяких похвал. Они не коптили, горели ярко и долго, а главное — не пахли! Так что стеариновые свечи сразу захватили потребительский рынок Франции, а затем и Европы.

Свечной успех

Патент на производство стеариновых свечей был выкуплен как раз нашими дворянами-компаньонами, которые скинулись деньгами на покупку разрешения. Оно обошлось им в 50 тыс. рублей ассигнациями (60 млн по нынешнему курсу). А что касается благословения этого бизнеса лично императором, так его интерес был более чем очевиден.
Только представьте, как были закопчены и пованивали императорские резиденции, которые использовали жировые свечки. И поэтому первый крупный заказ на стеариновые свечи "Общество производства стеарина, олеина и мыла" получило именно от царского двора. Так что у этого свечного стартапа был гарантированный спрос не только на массовом, но и на премиальном рынке.
Надо ли удивляться, что уже в 1843 году (то есть спустя 3 года после основания фабрики) она получила право изображать на своей продукции государственный герб. То есть "знак качества" того времени.
Завод был создан достаточно далеко от города. А по тем временам нынешний Невский район — это даже не пригород, а дальний загород столицы.
Хоть стеариновые свечи и не имели запаха, однако сам производственный процесс очистки сала и выделения стеарина приводил к сильному зловонию. При этом вентиляции производственных помещений ещё не существовало. Подобие такой системы было, но очень примитивное: двери открывались настежь и ветерок с Невы относил зловоние в ближайшее село с названием Смоленское. Конечно, жители были возмущены и жаловались. Но им быстро объяснили, что запахи — запахами, но производство трогать никто не будет, ибо оно выполняет заказы государя-императора.

Иностранные инвесторы

В 1851 году петербургские купцы, подданные Великобритании Казалет, Крон и Миллер покупают действующий бизнес у русских дворян Ноинского, Васильева, Анненского и Татаринова. На базе действующего предприятия они создают компанию "Невское стеариновое товарищество". В компанию идут иностранные инвестиции, цеха переоборудуются, устанавливаются машины. Завод увеличивает выпуск продукции почти в 2 раза. Надо отметить, что эти петербургские купцы английского подданства были достаточно хорошо известны в Петербурге. У них уже был один успешный проект — Калинкинский пивоваренный завод, но они решили диверсифицировать бизнес и вошли в свечное дело.
К сожалению, история отечественной промышленности не была безоблачной. Извечная российская беда — пожары, от которых в те времена выгорали целые города, — не обошла стороной и Невский завод. Особенно сильный пожар случился в 1855 году. Тогда остались только обгоревшие каменные стены отдельных зданий. После пожара управляющий Юлий Шотлендер все полученные по страховке деньги пустил на оснащение производства самой передовой на то время техникой. Уже в 1857 году на заводе действовали паровая машина в 40 л. с., гидравлические прессы, машины для плетения фитиля, обрезки свечей. Бизнес стремительно развивался. Компания открыла подразделение в Москве и несколько фирменных магазинов в двух столицах.
Но откуда всё-таки мыло? В какой момент оно появилось в ассортименте продукции, выпускаемой заводом? Дело в том, что стеарин — хорошая основа не только для свечей, но и для мыла. Поэтому практически с самого начала производства в продуктовой линейке было и мыло. Но оно было не основным продуктом, а скорее вспомогательным. Но потихоньку в быт тогдашних обывателей всё больше входит керосиновое и газовое освещение, поэтому рынок свечей проседает, а мыло выходит на первое место в продукции "Невского стеаринового товарищества".

Новый продукт

Первый успешный мыльный продукт компания создала в 1855 году. Мыло, которое выпустило "Невское стеариновое товарищество", получило название "Чёрное мыло". Это был шикарный маркетинговый ход. Мыло вызвало большой ажиотаж в столице именно из-за необычного цвета, который был получен с помощью добавления целебного угля в состав мыла. До этого мыло никогда не было такого цвета. Никто про это просто не думал. Цвет у мыла был всегда либо серый, либо желтоватый (чтобы представить, как оно выглядело, достаточно вспомнить, как выглядит хозяйственное мыло). Так что, изменив цвет, компания уже добилась преимущества на рынке.
Но не только цвет и потребительские свойства мыла сделали его таким популярным. Невское товарищество реализовывало оригинальные рекламные кампании для своей продукции с помощью рекламных объявлений в газете. Они публиковали большой и жирный заголовок "Чёрное мыло" в рамке, чтобы выделить его на фоне конкурентов. Постарайтесь представить: стандартные рекламные модули в газетах той поры — это небольшие прямоугольники. А вот для чёрного мыла выкупались сразу четыре таких модуля рядом, практически всё пространство которых занимала крупная надпись “ЧЁРНОЕ МЫЛО!”. Ну как тут не обратить внимание на него.
Пожалуй, самым успешным косметическим продуктом товарищества стало мыло "Нестор". И нет, такое название не в честь Нестора-летописца, а сокращённое название от "Невского стеаринового товарищества".
Мыло появляется в 1910 году. И оно быстро становится потребительским хитом. Отличительной особенностью была высокая степень мыльности и пены во время использования. Также по текстуре мыло было очень мягким и нежным. Благодаря современному оборудованию удалось создать мыло с высокими содержанием жировых кислот и аккуратной формой.
Журнал "Вестник мыловарения" за 1913 год писал: "Надо отдать должное "Невскому стеариновому товариществу", которое удачно угадало момент, когда надо выступить на рынок с таким мылом; потребителю сильно надоели всевозможные дешёвки, и он начал требовать, не стесняясь ценой, хороший, чистый сорт мыла".
Мыло получило высшую награду на Всемирной выставке в Брюсселе в 1910 году, обойдя признанных экспертов в изготовлении косметики — французов.
Популярность мыла "Нестор" была такова, что практически все заводы России и многие в Европе пытались повторить его состав, а более маленькие предприятия подделывали форму и этикетку. Часто в рекламных кампаниях того времени как в России, так и в европейских странах можно было увидеть слоган: "Наше мыло лучше мыла "Нестор". Это как сейчас каждый выпущенный телефон сравнивают с iPhone. Все пытались повторить успех мыла "Нестор", но до Первой мировой войны так никто и не смог этого сделать.

Футбольное прошлое

В "Невском стеариновом товариществе" работало достаточно много экспатов. Английское подданство имели не только собственники, но и другие работники: топ-менеджеры и квалифицированные рабочие. Подданные британской короны с завода, чтобы не скучать после работы, организовались в спортивный клуб, играли в большой теннис и футбол. В конце XIX века на заводе образуется настоящая футбольная команда. Журнал "Русский спорт" так писал об этом: "При Невском стеариновом заводе не так давно организовалось спортивное общество; играют больше в футбол, а также и лаун-теннис. … Играют энергично, почти каждый день, насколько позволяет погода".
На эти первые футбольные матчи сходилась посмотреть как публика, увлекающаяся спортом, так и праздношатающаяся. Родоначальниками русского футбола эти британцы не были, но то, что они заложили интерес к этой игре среди фанатов спорта в столице, — бесспорно.
К началу XX века завод, где трудились порядка 1 тыс. человек, был крупнейшим в отрасли не только в России, но и в Европе. Была построена собственная электростанция. Для нужд предприятия была создана отдельная ветка Николаевской ж.-д., которая существует и сегодня. В годы Первой мировой войны завод перешёл на выпуск продукции для нужд фронта, в том числе и динамита.

После революции

В 1918 году — национализация. Главное здание было отдано штабу Красной гвардии Невского района. С 1925 года началось восстановление производства. Именно в этот период — в 1920-е годы — технологом на заводе работал брат Самуила Маршака — Илья Яковлевич Маршак.
Завод стал частью образованного в 1922 году Ленинградского государственного жирового треста ("Ленжет") и получил новое название "Государственный Невский мыловаренный завод №3".
Во время Великой Отечественной войны производились порошки для горючих смесей, динамитный глицерин и мыло. Послевоенные годы ознаменовались расширением ассортимента продукции предприятия. В 1952-м начался выпуск зубной пасты. Началось всё с пасты "Мятная". А в 1970-х годах появился бренд зубной пасты, который популярен и по сей день, — "Жемчуг".
В апреле 1992 года предприятие было преобразовано в акционерное общество "Невская косметика", которое успешно работает и по сей день, являясь одним из самых известных российских предприятий — производителей косметики и бытовой химии.