В российский прокат повторно выходит "Амадей" Милоша Формана — один из самых титулованных фильмов ХХ cтолетия. "ДП" рассказывает историю его создания.
Всё началось с британского драматурга Питера Шеффера, написавшего пьесу "Амадей". Источниками вдохновения послужили пушкинская "маленькая трагедия" "Моцарт и Сальери" и одноимённая опера Н. А. Римского–Корсакова. Мировая премьера состоялась 2 ноября 1979 года в Лондоне на сцене театра Оливье, роль Моцарта сыграл Саймон Кэллоу, Сальери — великий Пол Скофилд. Бродвейская версия появилась годом позже, Моцартом здесь стал Тим Карри, а Иэн Маккеллен — Сальери.
Американская постановка оказалась успешнее английской: выиграла в пяти номинациях престижной театральной премии "Тони" и шла почти 3 года. Её–то и увидел оскароносный Милош Форман ("Пролетая над гнездом кукушки", 1976) и решил экранизировать. Для чего обратился непосредственно к Шефферу и на пару с ним несколько месяцев сочинял сценарий, сидя на ферме в Коннектикуте.
Отрезанные от всего мира соавторы слушали музыку Моцарта, то и дело впадали в творческий кризис, обсуждали каждую реплику, каждую деталь, ссорились и мирились. Результатом стал сценарий трёхчасового байопика, в который ни одна из крупных студий не пожелала вложиться. Фильм согласился финансировать независимый продюсер Сол Заенц ("Английский пациент"), уже работавший с Форманом над экранизацией романа Кена Кизи.
Актёры и роли
В кино случается такая практика: актёров успешной театральной постановки берут на те же роли в кино. Но бывает и иначе. Например, Кэллоу рассказывал, как Милош Форман комплиментарно отзывался о его игре в сценическом "Амадее" и хотел бы видеть его в киноверсии, но пока не понимает, какую роль дать.
Моцарта могли сыграть, но не сыграли Дэвид Боуи, Михаил Барышников, Мэл Гибсон, Марк Хэмилл, Мик Джаггер и Кеннет Брана. Последний был очень расстроен тем, что так и не получил эту роль. На роль Сальери пробовали Дональда Сазерленда и Бена Кингсли. В конце концов режиссёр отдал предпочтение Тому Халсу (Моцарт) и Ф. Мюррею Абрахамсу (Сальери). Причём Абрахамсу сперва предложили небольшую роль — Розенберга, но неожиданно Форман попросил его прочесть реплики постаревшего Сальери, и вышло настолько отлично, что стало понятно — исполнитель роли моцартовского соперника найден!
В фильме, разумеется, звучит много музыки. До начала съёмок Халс умел играть только на гитаре, но по просьбе режиссёра, решившего не прибегать к кинохитростям, несколько месяцев по несколько часов в день обучался игре на фортепиано во имя правдоподобия. Абрахамс совершил даже больший подвиг: научился читать ноты и постиг азы дирижирования.
На роль возлюбленной и позднее жены Моцарта — Констанции Вебер — пробовались Ребекка Де Морней, Элизабет МакГоверн и Мэг Тилли. Тилли утвердили, но за день до начала съёмок она получила серьёзную травму и пришлось вызывать Элизабет Берридж. Позже актриса работала с Форманом на ещё одной костюмной ленте — "Вальмоне" (1989).
А роль изысканной, утончённой и в то же время мрачной Вены досталась Праге — родному городу Милоша Формана. Чехословацкая столица идеально подходила для съёмок исторической ленты — её улицы и дома ещё не были отмечены большим количеством примет современного мира (антенны, реклама и т. п.), а тротуары и мостовые сохранили булыжное покрытие, как в стародавние времена, а не были заасфальтированы повсеместно.
Правда и вымысел
После театральной премьеры Шефферу то и дело пеняли на слишком свободное обращение с фактами моцартовской биографии и не только. После выхода фильма особо рьяные пуристы коллекционировали неточности, делая их достоянием общественности. Хотя воспринимать "Амадея" как документальную историю, где тщательно реконструируются события прошлого, было бы удивительно. Здесь предостаточно художественных вольностей и допущений, которые работают на общее впечатление и сюжет.
"Амадей" — изящная, лёгкая импровизация на тему жизни композитора, в которой рождаются музыкальные вселенные, созданные выдающимся талантом. Ещё — это триллер, в котором антагонист, раздираемый ревностью и завистью, пытается препятствовать карьере протагониста.
Моцарт в исполнении Тома Халса — хулиган, бунтарь, клоун, чей противный смех невероятно раздражает, но никак не тот шаблонный гений, образ которого давно и прочно обосновался в коллективном сознании. Да и Сальери здесь — не канонический злодей. Он, по меткому выражению американского кинокритика Роджера Эберта, был третьесортным композитором, который обладал слухом первосортного меломана. Прекрасно понимая, каким редким даром обладает Моцарт, Сальери пытается найти ответ на вопрос: как такое вообще возможно, что небеса наделили выдающимся талантом не его, такого набожного и религиозного, а этого шута?
В "Амадее", конечно, есть место анахронизмам и фактическим огрехам. Редко какой исторический фильм обходится без них. Например, во время сцены похорон Моцарта у городских ворот можно заметить нескольких скорбящих. Но в то время было принято, что пришедшие попрощаться оставались в церкви после заупокойной мессы, а на финальную церемонию не шли. Или в прологе Сальери жалуется на то, что его музыку успели основательно забыть, в то время как моцартовские творения по–прежнему исполняют.
В действительности гениальному композитору тоже не повезло — его сочинения пребывали в забвении энное количество лет. По иронии судьбы фильм Милоша Формана возродил интерес именно к музыке Сальери.
Триумф
Казалось бы, какой коммерческий успех может ждать почти трёхчасовую историю жизни, пусть даже и одного из самых гениальных музыкантов за всю историю человечества? Но случилось невероятное: картина, бюджет которой составил $18 млн, только в США собрала в 3 раза больше и в мире ещё столько же. Дальше были 10 номинаций на премию Американской киноакадемии, восемь из которых реализовались, включая категории "Лучший фильм" и "Лучший режиссёр". В главной актёрской номинации были выдвинуты оба исполнителя главных ролей, но академики предпочли наградить Абрахамса, а не Халса.
На церемонии не обошлось без курьёза. Финальный "Оскар" вручал Лоуренс Оливье, который перед открытием конверта забыл перечислить всех претендентов и сразу назвал победителей. Оплошность исправил Сол Заенц, упомянувший конкурентов в благодарственной речи.
"Амадей", конечно, больше, чем привычный байопик. Здесь сталкиваются миры двух абсолютно разных личностей, рождаются метафизические вопросы, на которые герои мучительно ищут ответы. В фильме Формана есть всё, что способно захватить внимание от начала и до конца: страсть и ревность, таинственный незнакомец в маске, убийства, загадка великого художника и, конечно, музыка на все времена. И не так уж много удастся насчитать таких картин в истории кинематографа.