Фермер запустил сеть столовых в Ленобласти

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Владелец фермы "Жили–Растили" Алексей Садов запускает сеть собственных столовых в Ленинградской области. На фоне этого эксперты отмечают, что реализовывать фермерскую продукцию становится всё тяжелее.

Пока сеть состоит всего из двух столовых — первая была открыла около 2 лет назад в посёлке Коммунар, вторая совсем недавно появилась в Гатчине. Помещение для неё начали подыскивать ещё с ноября прошлого года.
К весне 2025 года планируется открытие ещё одной столовой в Коммунаре, а осенью — четвёртой точки в Гатчине, уже с фабрикой–кухней. В ней будут заготавливать полуфабрикаты для всех точек. Пятая столовая откроется в Павловске к концу 2025 года.
Ферма "Жили–Растили" находится в Гатчинском районе и работает на рынке с 2011 года. Там выращивают более 100 позиций салатов, зелени, овощей и ягод.
Как рассказал "ДП" Алексей Садов, на открытие одной столовой требуется от 3 млн рублей, в зависимости от состояния помещения. Если необходим ремонт, то инвестиции составят 5–6 млн рублей. На данный момент в открытие двух столовых вложено 6 млн рублей. Инвестиции в открытие фабрики–кухни составят примерно 10 млн рублей.
"Возможно, мы попробуем открыть несколько точек по франшизе или же дальше сами будем развивать проект в Ленобласти. В Петербурге нам не очень удобно открываться из–за логистики. Мы делаем ставку на качество продуктов и скорость отдачи. В планах в 2025 году податься на грант на развитие семейной фермы. Он подразумевает софинансирование от государства. 20 млн рублей собственных инвестиций и 30 млн рублей грантовых средств мы планируем вложить в строительство комплекса зданий по хранению, охлаждению и заморозке нашей продукции", — говорит Алексей Садов.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что сейчас развивать формат столовых может быть очень сложно из–за пекарен. Они уже заменяют недорогой общепит и столовые во многих локациях, выбивая предыдущих арендаторов.
"Фермерам всегда сложно реализовать свою продукцию. Многие почему–то видят свой канал сбыта только в торговых сетях и пытаются туда пробиться. Они тратят гигантские ресурсы, но результата это, как правило, не даёт. Другие начали делать премиальную консервацию из своей продукции и продают её на маркетплейсах. И это хорошо продаётся. А проекты, связанные с общепитом, очень сложны в реализации", — говорит эксперт.
Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт–Петербурга Михаил Шконда отмечает, что сейчас реализовать фермерскую продукцию, с одной стороны, легче, потому что ценник на всё в рознице вырос.
С другой стороны, введение обязательной маркировки блокирует выход фермеров в легальное поле. Для налаживания работы с "Честным знаком" необходимы большие затраты, которые могут доходить до 50% от оборота небольшого хозяйства. Поэтому микробизнес сейчас выживает с трудом.