Петербург и Ленобласть начали медленно превращаться в единую агломерацию

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Ленинградская область и Петербург, являясь отдельными субъектами РФ, постепенно переходят от состояния жёсткой конкуренции за ресурсы и инвестиции к взаимовыгодному сотрудничеству и использованию преимуществ друг друга.

Принятая в 1993 году после распада СССР Конституция России закрепила новое федеративное устройство страны. Ленинградская область и Петербург стали отдельными субъектами Федерации. Однако, несмотря на формальную самостоятельность, регионы остаются зависимыми друг от друга. Поэтому логично, что их воспринимают как единую агломерацию, многие вопросы развития которой власти двух субъектов вынуждены решать совместно. В числе сфер, где уже ведётся сотрудничество, — размещение промышленного сектора, мусоропереработка, развитие транспортной инфраструктуры и т. д.
Пограничных в прямом и переносном смысле проблем у регионов много. Возникают они из–за естественных дисбалансов. Мегаполис более чем с 5–миллионным населением зажат на относительно небольшой территории. На ней нужно разместить и инфраструктуру для жизни людей, и транспортные объекты, и промышленные предприятия. Безболезненно это сделать в границах города невозможно, поэтому отдельные городские проекты смещаются на территорию соседнего региона. Например, мусорные полигоны, транспортные предприятия, крупные заводы и фабрики и т. д.
Для области город с его научным, культурным потенциалом и квалифицированной рабочей силой — огромный шанс для развития. Северная столица не только отдаёт 47–му региону то, что не помещается на её территории, но и выступает крупнейшим заказчиком продукции, производимой в Ленобласти.
По площади Петербург меньше Ленобласти почти в 60 раз. К тому же городские земли куда лучше освоены: по данным Росреестра, почти треть территории города (28%) находится в частной собственности. В 47–м регионе таких земель всего 6,2%. Возможностей для приватизации участков или сдачи их в аренду в Ленобласти намного больше. Соответственно, развивать строительство в области — как минимум с точки зрения затрат на землю — выгоднее, чем в городе, где предложение участков меньше. Причём это касается не только развития рынка жилья, но и возможностей для наращивания промышленности. Многие предприятия испытывают нехватку места для расширения.
Закономерно, что часть городских предприятий мигрирует в область.
"Ежегодно в Агентство экономического развития Ленинградской области обращаются компании из разных регионов с запросами на подбор инвестиционных площадок для реализации своих проектов, — сообщили “ДП” в комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. — В 2024 году наблюдается активный интерес к этому вопросу: за истекший период к нам обратилось более 80 компаний, из которых около 60 — из Санкт–Петербурга. Основные отрасли: промышленность, туризм, логистика и др. Кроме того, в целях реализации инвестиционных проектов в агентство обращаются компании из Санкт–Петербурга, которые самостоятельно подобрали земельные участки и планируют перенос производственных мощностей в Ленинградскую область".
Из свежих примеров: ООО "Битроф" завершило реализацию проекта по строительству производственного комплекса для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и кормовых добавок общей площадью около 6 тыс. м2. В ближайших планах — перенос производства из Санкт–Петербурга в Ленинградскую область (Тосненский район). ООО "Биовитрум инвест" завершило строительство завода по производству медицинских изделий (реагентов) в Ломоносовском районе. Построенные производственные комплексы площадью более 10 тыс. м² вводятся в эксплуатацию и находятся в режиме пусконаладки. Ранее правительством Ленобласти с компанией было подписано соглашение о социально–экономическом сотрудничестве. В ближайшее время планируется перенос производственных мощностей из Петербурга в Ленинградскую область.
Несмотря на сокращение налоговой базы, власти Петербурга, судя по всему, смирились с неизбежностью данных передвижений.
"У Санкт–Петербурга очень приличный прогресс в понимании перевода предприятий из центра за границы Петербурга. Город в хорошем смысле обречён на развитие культурной, научной, технической базы всего Северо–Запада и даже России. А крупные производства, особенно со сложной логистикой, должны размещаться в Ленобласти. Необходимо эти планы синхронизировать", — заявлял ещё год назад губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
Тогда же он предложил создать единый инвестиционный совет Петербурга и Ленобласти по примеру координационного совета по развитию транспортной системы. Такой орган помог бы снять разногласия, возникающие при смене прописки бизнеса с одного региона на другой, решать вопросы с выпадающими доходами бюджета, улучшения транспортного сообщения, кадров и т. д. Впрочем, пока новостей о создании инвестсовета нет. Но уже давно функционирует координационный совет по социально–экономическому развитию, где рассматриваются данные вопросы.
Упомянув о выпадающих доходах, уместно вспомнить структуру налоговых поступлений в бюджеты регионов. Если в Ленобласти 43% всех доходов обеспечивает налог на прибыль предприятий, то в городе крупнейшая статья доходов — 42% — НДФЛ. Налог на прибыль обеспечивает лишь 29% поступлений в городскую казну, причём с каждым годом вклад НДФЛ увеличивается.
То есть доходы города формируются в значительной мере за счёт поступлений от граждан, а области — от платежей бизнеса. А значит, постепенно складывается следующая конструкция: город — это территория постиндустриальной экономики, зарабатывает на знаниях людей, их активности, опыте, область — место для развития индустрий: обрабатывающей промышленности, транспорта. В итоге получается взаимодополняющая конфигурация. В 47–м регионе производится продукция, которая в том числе используется в 78–м. С другой стороны, расположенные в городе RnD–центры, технологические и научные кластеры разрабатывают технологии повышения производительности труда и роста эффективности этой промышленности.
Отраслевая структура 50 крупнейших по выручке компаний города и области во многом подтверждает сложившееся распределение компетенций. В Петербурге из топ–50 компаний по размеру выручки 24 имеют отношение к топливно–энергетическому комплексу, из которых 13 содержат в названии слово "Газпром". Очевидно, что основная деятельность этих организаций ведётся не в городе на Неве и значительную часть налогов эти компании платят по месту нахождения производственных активов. А вот налог на доход физических лиц, прежде всего топ–менеджмента, остаётся в городе.
В Ленобласти же в топ–50 по выручке в основном входят производственные и транспортные компании (26). Примечательно, что из них 11 имеют отношение к производству продуктов питания. Поэтому справедливо утверждение, что область кормит город.

Разгрести горы мусора

Ещё одна сфера, где необходима постоянная координация программ развития, — мусоропереработка. Петербург практически не перерабатывает отходы своей жизнедеятельности. В основном они отправляются на захоронение в соседний регион, что, естественно, не вызывает восторга у местных жителей. Но здесь мегаполис находится под защитой закона, который запрещает размещать полигоны в городах федерального значения.
В ноябре комитет Ленинградской области по обращению с отходами утвердил изменения в территориальной схеме обращения с отходами на 2025 год. 47–й регион должен принять 1,6 млн тонн отходов. Для сравнения: за весь 2023 год в Петербурге было собрано 1,7 млн тонн отходов.
Впрочем, выступать в роли городской свалки Ленобласть не намерена. От этой участи её должна защитить мусорная реформа. Город вместе с Ленинградской областью утвердили единую концепцию по обращению с ТКО. Выбранные на первом этапе этой реформы региональные операторы обязались построить современные комплексы по переработке отходов (КПО).
Согласно концепции, регоператор Петербурга "Невский экологический оператор" (НЭО) должен ввести пять КПО: "Волхонку" и "Новосёлки" в Петербурге, а также "Дубровку", "Брандовку" и "Островский" в Ленобласти. На двух городских полигонах будут лишь отбирать полезные фракции, сокращая таким образом объёмы захоронения.
Областной регоператор АО "Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области" (УК ООЛО) должен ввести ещё два полигона — КПО "Кингисепп" и КПО "Рахья". Первоначально предполагалось, что запустить объекты получится в 2024 году, однако пока введён в строй лишь КПО "Волхонка". В 2025 году будет открыт КПО "Кингисепп", в конце ноября он получил разрешение на ввод. Сдача остальных задерживается. Пока новые комплексы строятся, мусор вывозится на действующие полигоны, многие из которых уже переполнены. И это проблема, которую регионам предстоит решать сообща.

Не вывозят

В транспортной сфере взаимодействие города и области де–юре налажено давно. Ещё в 2011 году был образован координационный совет по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Этот совет собирается регулярно. В этом году состоялось два заседания.
"Тема развития транспортного комплекса Петербурга и Ленинградской области находится в периметре внимания правительства Российской Федерации. Мы видим серьёзную динамику расширения транспортных и логистических возможностей региона, чувствуем дополнительный потенциал роста, поэтому провели уже второе в этом году заседание координационного совета", — объяснил губернатор Петербурга Александр Беглов.
В числе крупнейших проектов, которые сейчас обсуждает совет, — строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург и широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) в Петербурге. ШМСД, как предполагается, позволит перераспределить транспортные потоки в агломерации. Магистраль также станет основой её нового транспортного каркаса, а в перспективе — частью обновлённого логистического коридора в Карелию, Мурманск, Архангельск. Предполагается, что трасса пройдёт от точки её примыкания к ЗСД в районе Благодатной улицы, пересечёт Неву и выйдет уже на территории Ленобласти к Мурманскому шоссе.
Параллельно рассматривается другой важный транспортный проект — так называемая КАД–2, дублёр кольцевой автодороги вокруг Петербурга. Она полностью пройдёт по территории Ленобласти. Вот только средств и на ШМСД, и на КАД–2 может не хватить.
Ещё один совместный транспортный проект — развитие тактового движения электричек из Петербурга в пригороды и ближайшие города Ленобласти. Такое движение уже организовано на участках от Петербурга до Павловска, Красного Села, Ломоносова, Всеволожска и Сестрорецка. К 2030 году город хочет запустить движение электропоездов по двум новым маршрутам — от Ораниенбаума до Сестрорецка и от Гатчины до Токсово. Предполагается, что эти маршруты разгрузят активно застраивающиеся территории у границ города и области.
Однако говорить об этих планах как о реальных можно с определённой долей скептицизма. Создание транспортной инфраструктуры в районе границ Ленобласти и Петербурга давно является болевой точкой во взаимоотношениях регионов. Значительная часть пограничных земель оказалась в зоне массовой застройки, дома строят быстрее, чем к ним успевают подводить дороги и запускать движение транспорта.
В итоге огромные жилые массивы до сих пор не имеют нормальной связи с районами Петербурга, а жители этих домов, которые по большей части работают в Петербурге, вынуждены тратить массу времени, чтобы утром выбраться из своего района, а вечером вернуться. Во многом для транспортного сообщения с этими районами используется инфраструктура, созданная ещё в советское время. Например, станция метро "Девяткино" — единственная на территории 47–го региона. Строительство новых станций, например в Кудрово, Новосаратовке, — дело не ближайшей перспективы.

На лесной тропе

Намного лучше ситуация в туристическом секторе. Соседство Ленобласти с Петербургом позволило 47–му региону выбиться в пул федеральных лидеров по количеству принятых туристов. По итогам года регион посетит около 7 млн человек, сообщила на пресс–конференции зампредседателя комитета по культуре и туризму региона Ольга Голубева. Для сравнения: Петербург по итогам года рассчитывает принять 10,5 млн. Больше, но вовсе не на порядок.
Очевидно, что петербуржцев среди туристов, путешествующих по области, больше, чем жителей других регионов РФ или иностранцев. Горожане оставляют деньги в соседнем регионе, и это хорошее подспорье для развития бизнеса в интересных для туристов локациях Ленобласти. Среди лидеров по посещаемости — Выборг и Выборгский район, Приозерский и Всеволожский районы. В регионе с каждым годом растёт популярность экологических троп. По приведённым на пресс–конференции данным, в прошлом году на них побывало около 1 млн человек, а в 2024–м — около 1,5 млн.

Субсидии на привлечение людей

Несмотря на наметившееся сближение регионов, по ряду проблем остались направления, по которым они по–прежнему жёстко конкурируют. Острейшей проблемой является кадровая. Ленинградская область уже несколько лет держится в лидерах по самой низкой безработице в стране, занимая второе место в рейтинге регионов РФ.
Одна из причин дефицита кадров — предпочтение жителей 47–го региона выбирать работу в Петербурге. Особенно это характерно для Гатчинского, Кировского и Всеволожского районов. Миграция населения объясняется существенной разницей в зарплатах. По данным Петростата, средняя зарплата в Петербурге в сентябре составила 102 тыс. рублей, увеличившись за год на 11,6%, в Ленобласти — 78 тыс. при росте 21%.
В ноябре Александр Дрозденко подписал распоряжение об утверждении перечня приоритетных отраслей экономики. "Такой перечень появился в Ленинградской области впервые, он охватил те направления, где реализуются крупные инвестиционные проекты. Он расширяет спектр участников механизма компенсации затрат работодателей, действующего по линии Социального фонда РФ. Это государственная мера поддержки помогает развивающимся предприятиям в привлечении трудовых ресурсов", — пояснила глава комитета по труду и занятости региона Алла Астратова.
В список приоритетных вошла 31 отрасль: добыча полезных ископаемых, строительство, пассажирские перевозки, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка древесины, рыболовство, растениеводство, животноводство, а также десятки видов производств (от пищевых до металлургии и электроэнергетики).
Субсидии Соцфонда предоставляются по программе "Мобильность 2.0", в рамках которой предприятиям частично компенсируются затраты на выплату заработной платы работникам, привлечённым из другой местности.
Ленинградская область — экономически очень неоднородный регион. Как видно из СПАРК, выручка предприятий, находящихся в трёх соседних с Петербургом районах региона, обеспечивает 60% суммарной выручки всех предприятий области. Оставшиеся 15 районов дают вклад в размере около 40%. Такое соотношение ещё раз говорит о том, что бизнес Ленобласти тяготеет к Петербургу и его развитие во многом связано с наличием под боком огромного города.
Медленно, но верно мегаполис и соседняя Ленинградская область движутся к взаимовыгодному и совместному сосуществованию. И их экономическое развитие постепенно эволюционирует в сторону давно обсуждаемого, но пока ещё сложно реализуемого агломерационного подхода.