В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Пушкинский район речь зашла про уникальный вид общественного транспорта, который запустили в пригороде Петербурга в начале XX века.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
Район для инноваций
В Царском Селе очень быстро вводились все технические новинки, которые попадали в Российскую империю. Здесь появились: первая железная дорога, первый оптический телеграф, первая электростанция на паровой тяге, первая сверхмощная международная радиотелеграфная станция и первое в мире маршрутное такси.
Да, те самые маршрутки, которые мы сегодня знаем и услугами которых мы пользуемся, берут своё начало здесь, в Царском Селе. Забавно, что сейчас, как и тогда, на маршрутки жаловались из-за дороговизны, из-за плохой безопасности и проблем с водителями, но всё равно продолжали пользоваться.
Протомаршрутки
Предтечей маршрутных такси в Царском Селе были извозчики. Но тут необходимо пояснить, что именно в Царском Селе извозчичий промысел был особым и отличался от такового в Петербурге. Дело в том, что эта локация была не только местом отдыха императорской фамилии, но в нём ещё были расквартированы гвардейские полки.
Извозчики в Царском Селе у каждого полка были свои. Они постоянно стояли у офицерского собрания и ожидали "своих" офицеров на железнодорожной станции. Офицеры платили за поездку одинаковую положенную таксу. Если денег не было, то извозчики возили своих господ в долг. Этот бизнес-обычай описывал в своих мемуарах офицер лейб-гвардии кирасирского его величества полка флигель-адъютант Петровский: "Офицеры пешком не ходили. Даже из Собрания в манеж или эскадрон… а всё это было в двух шагах одно от другого. Во время офицерской езды в манеж от 11 до 12 дня у собрания стояло минимум 10 полковых извозчиков чтоб отвезти своих офицеров на завтрак. Ездили они всегда галопом и кто скорее. И полковой извозчик ни за что не повезёт чужих, если есть свой офицер или своя полковая дама".
Можно представить, какие гонки на извозчиках по Царскому Селу устраивали господа офицеры и как сильно были недовольны обыватели на такое лихачество и постоянно писали жалобы в городскую управу.
Кроме того, жители Царского Села возмущались на дороговизну проезда на полковых извозчиках, которые заламывали цены для простых обывателей. Местные газеты той поры наполнены гневными заметками об экипажах, которые задирают цены выше тарифа в несколько раз и отказываются везти жителей Царского Села. Впрочем, и ту сторону понять можно было: зачем им размениваться на частный извоз, когда есть свои господа-офицеры, которые и платили больше, и давали щедрые чаевые.
Берегись автомобиля
Но всё меняется с приходом автомобилей. В начале XX века в Царском Селе появляются первые машины. Сначала это было просто развлечением, а потом их пытаются приспособить под транспортные нужды жителей. И в городе появляется первое такси по подобию парижского. Но пока это скорее развлечение для очень состоятельной публики, поскольку новинка стоит гораздо дороже поездки на извозчике. Так, за час езды первые царскосельские таксисты просили по шесть рублей (примерно 10 тыс. на наши деньги).
Но в 1913 году некто мещанин Сергей Шувалов покупает несколько автомобилей для большого количества перевозимых особ, в которые как раз влезало человек 15–20. И он организует поездки в Царском Селе по определённому маршруту. Причём, синхронизирует отправление своих машин с прибытием поездов на царскосельский вокзал. Благодаря тому, что такси ходило по расписанию и брало на борт до 20 человек, то удалось снизить плату за проезд по маршруту. От вокзала до Иулиановской церкви (это сейчас примерно угол Кадетского бульвара и Захаржевской улицы) брали 15 копеек — примерно 250 нынешних рублей.
Небольшая цена, регулярность движения, плюс модная техническая новинка и от желающих пользоваться таким видом транспорта не было отбоя. Спустя некоторое время по маршруту ходило уже 20 маршруток. В Царское Село приезжали перенимать опыт организации пассажирского движения и спустя некоторое время регулярные маршрутные такси появились в Петербурге, Москве и других городах России.
Не всё так гладко
Были ли претензии к первым маршруткам? Конечно, были. Автобусы ломались, иногда случались аварии. Обыватели жаловались на непрофессионализм водителей. Но всё это не помешало маршрутному такси утвердиться в Царском Селе и стать одним из основных видов общественного транспорта. Каковым он и остаётся по сей день.
Так что, если вы приедете в Царское село и сядете в маршрутку, то помните, что более 100 лет назад именно здесь родился этот общественный вид транспорта.