Производители продуктов питания в России отошли от санкционного шока

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

По итогам 2024 года объёмы производства продуктов питания вырастут на 5%, а напитков — на 6–7%. Отрасли удалось решить проблемы, возникшие в 2022 году.

В агентстве INFOLine подсчитали, что в январе–октябре текущего года производство продуктов питания выросло на 8,8% и составило в денежном выражении 10,1 трлн рублей. Производство напитков выросло на 11,3% и достигло 1,2 трлн рублей.
К концу года рост производства произойдёт в отдельных категориях: мясо, растительное масло, сахар, кондитерские изделия, безалкогольные напитки. Но прогнозируется сокращение производства хлебобулочных изделий и табака.
В этом году на рынке продолжился процесс замещения ушедших международных брендов. В торговых сетях сильно сократилась доля импортных товаров, а где–то их и вовсе не осталось. Так, по данным Ассоциации компаний розничной торговли, доля российских продуктов составляет от 80 до 99% в зависимости от категории.
Производители охотно расширяли производства: в России было анонсировано 65 инвестиционных проектов в сфере пищевого производства. Но, согласно прогнозам INFOLine, в ближайшие годы производители будут сокращать инвестиции в строительство и модернизацию предприятий.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин считает, что рынок пищевых продуктов действительно оправился от шоков, которые происходили после 2022 года. Они были связаны с сырьевой базой, так как много сырья, материалов и оборудования поступало из–за рубежа. На сегодняшний день значительную часть проблем удалось решить и наладить логистику.
"После некоторого спада в 2022 году в 2023–2024 годах наблюдается появление новых проектов и продуктовых новинок на рынке. Сложно сказать, что будет дальше в связи с нынешней высокой ключевой ставкой. Крупные инвестиционные проекты в отрасли, вероятно, будут появляться, но от лидеров рынка. В любом случае продуктовое предложение будет развиваться, будут появляться новинки, сети активно будут развивать СТМ, создавая конкуренцию федеральным производителям", — считает Лачугин.
Генеральный директор ООО "Молочный завод Лосево" Эльдар Беглов добавляет, что в 2024 году производство натуральной молочной продукции в Петербурге демонстрирует стабильный рост.
"В текущем году наши объёмы производства и поставок выросли на 40%. Это связано с повышением спроса на качественные натуральные продукты, особенно в сегменте средневерхнего ценового диапазона", — говорит он.
В то же время в компании отмечают, что конкуренция в отрасли усиливается. Компании, которые готовы адаптироваться к меняющимся предпочтениям потребителей, в первую очередь за счёт качества и инноваций получают серьёзное преимущество.