Радиоиндустрия побеждает даже идеальный шторм

Автор фото: Пресс-служба Европейской медиагруппы
Генеральный директор ЕМГ Роман Емельянов

Глава "Европейской медиагруппы" и генпродюсер "Нового Радио" Роман Емельянов в беседе с "Деловым Петербургом" подвёл итоги года для индустрии и ЕМГ, поделился планами на 2025-й, рассказал об основных трендах в сфере музыки и объяснил, почему быть обладателем кнопочного телефона — это настоящая роскошь.

Роман, "Европейская медиагруппа" в течение года традиционно реализует богатую концертную программу. Недавно состоялся фестиваль "Легенды Ретро FM" в Москве и Петербурге, а также церемония вручения премии "Звёзды Дорожного радио" в Северной столице. В чём ценность офлайн–мероприятий сегодня — в эпоху тотального онлайна?
— Да, конец года "Европейская медиагруппа" провела ударно. "Ретро FM" вновь, несмотря на всем понятные препятствия, смогло привезти в Россию иностранных поп–звёзд — среди них Baccara, Ottawan, F. R. David, No Mercy и Mr. President — и устроить суперкачественное шоу. Все билеты на церемонию вручения народной премии "Звёзды Дорожного радио" были проданы за неделю до её начала. Это неудивительно, ведь "Дорожное радио" — любимая станция Петербурга по всем ключевым измеряемым параметрам. Оба проекта для миллионов радиослушателей, телезрителей и жителей двух столиц стали неотъемлемым элементом Нового года — как мандарины, оливье и советская киноклассика. На концерты ходят все возрасты и поколения — люди со временем лишь сильнее ценят эмоции и впечатления, которые невозможно транслировать сквозь экраны мониторов.
Каким был 2024 год для ЕМГ и чем он запомнился для вас лично?
— Уже более 14 лет наш радиохолдинг — локомотив рынка. 2024-й это подтверждает. Согласно ноябрьским рейтингам, сразу три формата ЕМГ — "Европа Плюс", "Дорожное радио" и "Ретро FM" — традиционно вошли в топ-5 станций по всем ключевым параметрам, а по доле рынка по аудитории "Большая тройка" заняла весь пьедестал индустрии. Убедительный рост показывают и другие станции. Так, "Радио 7 на семи холмах" и STUDIO 21 — в топ-3 радиостанций, чья ежедневная аудитория выросла по отношению к предыдущей волне исследований.
О "Легендах Ретро FM" и "Звёздах Дорожного радио" мы уже поговорили. А проект LIVE TOUR "‎Европы Плюс" имеет просто мировой размах! Благодаря нему почти 100 слушателей радиостанции смогли осуществить свою мечту и побывать на выступлениях Coldplay, Eminem, Tiesto, Thirty Seconds To Mars, Адель, Дуа Липы и других суперзвёзд по всей планете. Заботы о перелёте, проживании и билетах станция взяла на себя.
Все наши активы чувствуют себя уверенно. Отдельно отмечу "Калину Красную". Станция музыки русской души нашла своего слушателя и успешно работает над возвращением авторской песни в культурный мейнстрим, а её региональная сеть вещания неуклонно растёт.
Если же говорить о личном, то слова "год был непростым" давно стали штампом, но что поделать, они неплохо описывают реальность. Были потери, уходили из жизни близкие… Тем не менее, 2024-й показал, насколько едиными в трудную минуту могут быть люди. Очень помогает работа. Радио — островок надёжности, который помогает не только нам, но и миллионам слушателей — всей стране — чувствовать уверенность в дне сегодняшнем и грядущем.
Какие важнейшие достижения ЕМГ за время работы в холдинге вам дороги?
— Горжусь тем, что наша команда не только подтвердила лидирующие позиции в индустрии, но и приумножила результаты. Нам удалось улучшить финансовые и рейтинговые показатели входящих в ЕМГ проектов, а также запустить новые.
Как изменилась продолжительность прослушивания радио и региональная сеть вещания по сравнению с 2023 годом?
— В 2024-м люди стали слушать станции "Европейской медиагруппы" дольше. Сказываются знание вкусов аудитории и кропотливая работа над музыкальным полотном эфира. Если говорить о региональной сети — в уходящем году вещание форматов ЕМГ стартовало в 75 новых городах. Кроме того, мы активно приходим в Новороссию. "Европейская медиагруппа" — первый холдинг, все форматы которого представлены на новых территориях. Общий охват по всем четырём регионам — более 3 200 000 человек. Там радиостанции холдинга можно услышать уже на рекордных 38 частотах.
С чего планируете начать 2025-й год?
— В новом году наших слушателей ждёт всё то, за что они любят радио — хорошая музыка, харизматичные ведущие, море подарков. Конечно, нас ждут масштабные внеэфирные проекты — "Живой Завтрак с Бригадой У", "Новое Радио СуперДВИЖ", "Звёзды Дорожного радио", "Легенды Ретро FM". Продолжится кругосветный LIVE TOUR "Европы Плюс" — слушателей ждут ещё больше мировых суперзвёзд и туристических жемчужин по всей планете.
Весной мы встретимся на большом музыкальном благотворительном марафоне — премии "Новое Радио AWARDS". Вновь вместе с Фондом Хабенского сделаем доброе дело.
Каков вклад проекта "Новое Радио AWARDS" в социальную ответственность? Как считаете, в шоу-бизнесе проявился тренд на добро и милосердие?
— Конечно. Многие артисты и лидеры мнений хотят заниматься благотворительностью. Но ведь совсем недавно шоубиз был про другое, многому ему ещё предстоит научиться. Считаю, помощь людям должна стать нормой, полезной привычкой. Давно пора уйти от концепции "благотворительность любит тишину". Наоборот, добрые дела должны быть заметны — прежде всего, чтобы вовлекать в них всё большую аудиторию.
Участниками церемонии "Новое Радио AWARDS 2024" стали популярные артисты, общественные деятели, актёры, режиссёры, эксперты индустрии и более 5 000 000 слушателей. Нам удалось собрать свыше 14 000 000 рублей, которые были направлены на помощь детям и молодым взрослым с опухолями мозга.
Может быть, не все зрители нашего марафона отправили в тот день переводы на благотворительность, но, уверен, проект имел мощный отложенный эффект. Его оценило и профессиональное сообщество. "Новое Радио AWARDS" недавно стало лауреатом Международной Премии #МЫВМЕСТЕ.
Мы решили и дальше двигаться в заданном в 2024 году направлении. На своём примере показывать, что помогать просто и посильно каждому — словом, песней и поступком. В апреле 2025-го премия снова пройдёт в формате большого музыкального благотворительного марафона.
Можно сказать, что на ваших глазах строилась и росла музыкальная индустрия. Как сфера и её основные игроки изменились за последние 20 лет? И чем отечественная поп-сцена отличается от зарубежной?
— Шоу–бизнес уходит от воспевания "красивой жизни" — гламура, блеска и мишуры. Люди всё так же нуждаются в отдыхе, хороших песнях и волнующих мелодиях. Просто пришло понимание — музыка не может существовать вне контекста. Без вечных ценностей — дружбы, семьи, Родины. Артисты чувствуют дух времени, и в творчестве отечественных музыкантов стали куда заметнее народные мотивы.
Русская музыкальная сцена отличается от иностранной ставкой на осмысленный текст. Переведите любой иностранный хит, и вы столкнётесь с примитивом. Это не укор. Там акцент ставится на общее звучание. Наш же слушатель любит слова, стихи, мысли. На родине Пушкина не может быть иначе.
Кто прямо сейчас определяет культурное поле на музыкальном рынке? Как в этом помогает проект "Музыкастинг" на "Новом Радио"?
— "Музыкастинг" — это барометр, который наглядно демонстрирует тренды индустрии. К примеру, в один из сезонов конкурса редакция получила не меньше 700 работ в стиле ANNA ASTI. А в этом году преобладали поклонники фолка, а именно — творчества Татьяны Куртуковой. Ещё одно подтверждение запроса аудитории на народные мотивы.
По данным АКАР, радио охватывает более 85% населения России, что делает его привлекательным для рекламодателей. Что является залогом такой гибкости радио?
— Могу подтвердить — наш доход продолжает расти. За первые 9 месяцев 2024–го рекламный рынок вырос на 28% к аналогичному периоду прошлого года. Чувствуем себя уверенно с точки зрения охватов, рейтингов и прибыли. Причина — способность к быстрой и качественной адаптации. Пожалуй, это связано с тем, что мы ежедневно мониторим музыкальные пристрастия аудитории и постоянно находимся с ней в контакте. А 2022–й показал, что радиоиндустрия способна справиться даже с "идеальным штормом" — коренной перестройкой рынка.
Другое преимущество радио в том, что оно — надёжный и прозрачный партнёр, а также источник проверенной информации. Радио доступно практически в любой точке страны. И по–прежнему абсолютно бесплатно. Отбор песен здесь осуществляют не бездушные алгоритмы, а эксперты с многолетним опытом и безупречным музыкальным вкусом. Когда слушатель включает любую из наших станций, он уверен, что услышит то, что ему понравится.
Вы в своё время работали на "Эльдорадио" в Петербурге. В чём секрет долголетия станции?
— "Эльдорадио" вошло в культурный код петербуржцев. Оно занимает первое место среди всех питерских радиостанций по продолжительности прослушивания. Многие ведущие работают здесь с первого года вещания. Город с ними сроднился.
К слову, у "Эльдорадио" есть своё ноу–хау — выездные эфиры утреннего шоу "Утро со светлой головой" из значимых мест Санкт–Петербурга, таких как Главный штаб Эрмитажа и Флажная башня Петропавловской крепости. А в этом году ведущие Лена Денисова и Семён Зверев открыли радиосезон из Мраморного дворца Русского музея.
Telegram–канал "Нового Радио" первым в индустрии достиг отметки 200 тыс. подписчиков. Как вы оцениваете потенциал соцсетей? Они могут конкурировать с традиционными медиа на их поле?
— Вокруг радиостанции сформировалось сплочённое комьюнити единомышленников. Канал стал не просто информационной площадкой, но и комфортным ресурсом для дружеского общения. А члены команды "Нового Радио", которые в индустрии традиционно остаются вне поля внимания слушателей, — полноценными героями "вселенной" станции.
Однако, говоря о конкуренции соцсетей с традиционными медиа, важно понимать несколько ключевых моментов. Про уровень экспертизы я уже говорил. Плюс к этому радио предлагает более глубокий контент, атмосферу, эмоциональную связь и чувство общности. Ведь вместе с тобой эфир слушают миллионы людей по всей стране. Радио идеально подходит для фонового прослушивания, создания позитивного настроения в дороге или во время работы.
Мы не рассматриваем социальные сети как угрозу для нашего бизнеса. Напротив, видим в них возможность для расширения охвата, привлечения новой аудитории и более тесного взаимодействия со слушателями. Создаём синергию между традиционными и новыми медиа, используя сильные стороны каждого из них.
Не кажется ли вам, что где–то начиная с 1990–х время было строго линейным, мы шли куда–то в гору, "к светлому будущему", а сейчас время как будто замкнулось?
— Нет никакого "светлого будущего". Мы в нём всегда жили и живём прямо сейчас. Светлое будущее — в настоящем. Там, где есть мы, наши семья, друзья и любовь. Тот, кто это понимает, — счастлив.
Когда мир нестабилен, особенно хочется переслушивать мелодичные песни из прошлого. На ваш взгляд, у современных авторов имеется потенциал для создания треков, которые запомнятся надолго, а главное — есть ли на них запрос у аудитории?
— У артистов есть все возможности для создания запоминающихся треков. Более того, благодаря современным технологиям у авторов стало ещё больше инструментов для творчества. А запрос на мелодичную музыку, на мой взгляд, никуда не исчезал и будет существовать всегда. И плейлист наших радиостанций это отражает.
Те, кто вырос и сформировался в 1990–е, особенный трепет испытывают к таким группам, как The Cure, Depeche Mode, Joy Division и т. д. Какие исполнители особенно дороги вам?
— Я отношусь к поколению, которое формировалось в 1980–1990–е, мой кайф — в музыке той эпохи. Слушаю Dire Straits, Джорджа Харрисона, бит–квартет "Секрет", группу "Чиж & Co".
В своём Telegram–канале вы недавно писали, что скрепя сердце заменили свой айфон более новой моделью, но при этом считаете шикарным древний Vertu. В нём нет камеры, но есть кнопки и очарование. Не кажется ли вам, что вслед за патефонами, пластинками и полароидами кнопочный телефон становится новой роскошью?
— В современных смартфонах нет тактильности. А кнопочные телефоны, особенно такие, как Vertu, предлагают другие ощущения — металла, кожи, хода кнопок. Они возвращают нас к аналоговому миру, к более осязаемым вещам. Это можно сравнить с удовольствием от прослушивания виниловых пластинок, когда банальный процесс звукоизвлечения превращается в наполненный переживаниями ритуал. В этом смысле да, они становятся новой роскошью — роскошью быть собой, быть офлайн, наслаждаться простыми, но важными вещами.