В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Курортный район речь зашла про оздоровительный комплекс в Сестрорецке.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
Курорт как сила притяжения туристов
В XIX веке среди горожан стали востребованы дачи, которые можно было снять в окрестностях практически всех крупных городов. В итоге сдача в аренду домов стала прибыльным бизнесом, и в аренду сдавалось всё: от барских усадеб в имениях до крестьянских изб. Немногочисленные российские курорты в начале занимались преимущественно лечением и лишь во вторую очередь были местом досуга. И только ко второй половине XIX столетия ситуация начала меняться.
Вообще, интерес к курортам в среде аристократии был заложен ещё Петром I. Но на протяжении всего XVIII века русская аристократия предпочитала ездить "на воды" в Европу. В начале XIX столетия международная обстановка крайне обострилась. Из-за Наполеоновских войн от поездок в Европу аристократы стали отказываться. И богатые люди стали обращать внимание на наличие полезных для здоровья вод в России. Так, благодаря переориентированию стал развиваться курорт в Липецке и первые места на Кавказе.
Но эпоха Наполеоновских войн прошла. Россия после победы над Францией вошла в дружную семью европейских народов, и про развитие российских курортов на какое-то время позабыли. На Кавказские минеральные воды ездили лечиться военные, да не очень богатые дворяне, которым не хватало денег на поездку в Европу. Инфраструктура там была не сильно развита, различные увеселительные мероприятия были в дефиците, да и с питанием были проблемы. Любой, кто хочет представить курортную кавказскую атмосферу того времени, может прочитать "Герой нашего времени" Лермонтова.
Богатые же дворяне и представители царской фамилии активно путешествовали по Европе и формировали моду на определённый тип отдыха с привязкой к конкретному месту. Так, например, французская Ривьера обязана своей славой престижного европейского курорта именно русским гостям. Кто знает, как сложилась бы её судьба, если бы в 1856 году сюда не приехала императрица Александра Фёдоровна. Августейшая особа задала тренд, и после неудачной Крымской войны сюда потянулись виднейшие российские аристократы. Всего за полвека на Лазурном берегу появилось более шестисот вилл, великолепная библиотека и несколько православных храмов. Император Александр II приезжал сюда спецрейсом "Восточного экспресса". А после его смерти его вторая жена княгиня Екатерина Долгорукова навсегда обосновалась в Ницце.
Многие современники отмечали, что русские выгодно отличались от остальных тем, что тратили много и жили на широкую ногу. После социалистической революции 1917 года ситуация изменилась, и русские олигархи перестали появляться на этом курорте. Но после того как в России в начале 90-х годов XX века вновь произошла революция, но уже капиталистическая, картинка с русскими туристами на Лазурном берегу вернулась к своему первоначальному образу.
Катализатор развития — железная дорога
К концу XIX века с развитием железных дорог в России всё большую популярность набирают отечественные курорты. Во-первых, начала улучшаться транспортная доступность. Чтобы добраться до тех же Минеральных вод на Кавказе уже не надо было неделями трястись на извозчике. Во-вторых, в России после реформ Александра II начал формироваться так называемый средний класс, появились люди со средним достатком, которые могли себе позволить небольшие путешествия. В-третьих, Россия укрепила военное и стратегическое положение в Чёрном море после войны 1877-78 годов. И Крым стал более безопасным. Куда и потянулись отдыхающие.
В конце XIX века министр земледелия и государственных имущественных отношений Российской империи Алексей Сергеевич Ермолов выступает с инициативой государственного финансирования и развития российских курортов. Конечно, основной упор был сделан на Кавказ, Крым и Черноморское побережье. Но и Петербург не остался в стороне.
Дело в том, что курорты в европейских странах были не только на тёплых морях. Европейская аристократия охотно отдыхала и на холодном Балтийском море и на Севере Франции — на Атлантическом океане. Мода на национальный романтизм и патриотизм подталкивала средний класс к отдыху в родных пенатах. Дело оставалось за малым — найти подходящий прекрасный городок под Петербургом, создать необходимую инфраструктуру для отдыха и сделать это место модным.
Таким прекрасным местом стал небольшой городок — Сестрорецк. История возникновения места для отдыха очень интересна. Природа, воздух и прогулки вдоль моря — всё это там есть. Но отнюдь не они стали причиной создания курорта в этом месте. Толчком к развитию Сестрорецка как курорта, как ни парадоксально, стала железная дорога.
В 1871 году была построена первая ж/д от Белоострова до Сестрорецка. Но из-за убыточности она была закрыта через 15 лет. Однако сама идея соединения пригорода и Петербурга железной дорогой осталась. В 1889 году создаётся акционерное общество "Приморской Петербургско-Сестрорецкой железной дороги". В 1890 году Кабинет министров разрешил строительство дороги на паровой тяге. В 1893 году была построена железная дорога от Новой Деревни до Сестрорецка.
Председателем акционерного общества по постройке железной дороги в курортной локации был некто Пётр Александрович Авенариус. Согласно его бизнес-проекту, дорога должна была достаточно быстро приносить прибыль, обслуживая дачников, которые стали активно осваивать это направление. Но что-то пошло не так, и железная дорога с первых дней своего существования начала генерировать убытки.
Пётр Авенариус, понимая, что только на дачниках средней руки вложения в проект не "отбить", выходит с инициативой на Кабинет министров Российской империи о строительстве под Петербургом в Сестрорецке модного курорта европейского типа.
Самый модный курорт России
В 1898 году начинается строительство Сестрорецкого курорта. С самого начала задачей Авенариуса было привлечь на курорт состоятельную столичную публику, именно поэтому курорт строился с особым размахом. В оздоровительный комплекс входил самый крупный в России в начале XX века крытый зимний плавательный бассейн, соединённый переходом с лечебницей. Расположенные в ней медицинские кабинеты были оснащены самой совершенной аппаратурой того времени, которой не было даже на знаменитых зарубежных курортах.
Курорт был воплощением роскоши и элегантности. Ещё до открытия в газетах Петербурга началась его рекламная компания. Сестрорецк сравнивали ни много ни мало с французским Биаррицем. Говоря, что это достойный русский ответ на модный французский курорт. Чтобы было понятнее, надо объяснить, что курортный городок на атлантическом побережье Биарриц на рубеже веков в так называемую Belle Epoque был символом роскоши и богатства. На этом курорте отдыхали Наполеон, королева Виктория, королева Сербии, премьер-министр Франции и премьер-министр Бельгии. А Коко Шанель держала на этом курорте свой крупнейший бутик. Отдыхала там и русская знать, включая великих князей. Вот на такой уровень замахнулся Сестрорецкий курорт.
Торжественное открытие состоялось 20 июня 1900 года. Два специальных поезда в этот день привезли гостей из Петербурга. Первых посетителей поражала роскошь лечебницы, размер бассейна и крытые стеклянные переходы. Но жемчужиной Сестрорецкого курорта стал курзал — это помещение на курорте для отдыха и проведения культурно-развлекательных мероприятий.
В центре деревянного здания располагался концертный зал высотой 14,3 м, вмещающий 1700 человек. Его освещали три огромные электрические люстры. К концертному залу примыкали полутораэтажные переходы боковых флигелей. На цокольном этаже размещались кладовые и ледники для хранения продуктов и вин, а также кухня ресторана. На кухонной плите — самой большой в России — могли готовить сразу до 20 поваров. В ресторанный комплекс входили три крытых зала и столики на террасе. В левом флигеле находились библиотека, бильярдные сигарные и карточные комнаты. Со стороны залива была устроена терраса из серого гранита. Вдоль всей береговой полосы тянулась эспланада с фигурными дорожками и газонами. В центре стоял памятник Петру.
От курзала, отделяя береговую эспланаду от естественного парка, шла крытая галерея длиной 420 м. Застеклённая со стороны залива, со стороны парка она имела открытые проёмы и скамейки для отдыха. Считалось, что самый красивый закат можно было увидеть только с эспланады "Сестрорецкого курорта". Посетители, прибывшие на станцию "Курорт", шли к курзалу по застеклённой галерее.
Недешёвое удовольствие
Проезд на поезде от Новой Деревни до "Курорта" стоил в 1901 году 45 копеек в III-м классе (750 рублей), 75 копеек — во II-м (1300) и 1 рубль — в I-м классе (1700).
Вход на сам курорт стоил 50 копеек (около 900 рублей на наши деньги). За эту цену можно было просто войти на курорт и прогуляться по территории.
Максим Горький, отдыхавший в санатории в 1904 году, занимал две комнаты за 100 рублей в месяц (около 170 тысяч, то есть две комнаты в сутки ему обходились примерно по 5700 рублей). Тот же Горький платил в сутки 2 рубля (примерно 3300) за нехитрый шведский стол, включавший в себя завтрак, обед и чай вечером.
Бронь столика в ресторане курзала стоила полтора рубля (примерно 2500 рублей).
Сам обед в курзале, в зависимости от того, что заказывал гость по меню, обходился в среднем в 5 рублей (около 9 тысяч рублей) на одного человека. Но, как отмечали современники, многие гости пытались сэкономить на таких дорогих обедах и не заказывали алкоголь. Вместо этого они проносили с собой фляжки со спиртным в кармане или заливали алкоголь в специальный отсек в трости. И заказывая себе одну порцию алкоголя в ресторане, постоянно подливали себе туда из своих скрытых запасов.
Курзал стал модным местом в светской тусовке Петербурга. Туда по выходным устремлялись все известные светские тусовщики того времени, а также поэты, писатели, художники, музыканты, адвокаты и чиновники. В общем, то, что мы сейчас называем бомондом. Одни приезжали выгулять новые наряды и выдать замуж засидевшихся "в девках" дочерей, другие — провести деловую встречу вдали от посторонних ушей и глаз, а кто-то рассчитывал обрасти полезными связями или излечиться от апатии (самое распространённое тогда психическое расстройство среди жителей Северной столицы).
В начале XX века среди состоятельных петербуржцев вряд ли бы нашёлся даже один, который про курзал слыхом не слыхивал. Ещё одной точкой притяжения, кроме ресторана, был концертный зал. Наибольшей популярностью концертный зал пользовался во времена Вацлава Сука — дирижёра Большого театра. Его пригласил поработать на курорт в качестве, арт-директора основатель сам Пётр Авенариус. Сук был на слуху, вращался в тусовке. Лучшие композиторы России начала века: Н. А. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, А. К. Лядов, К. Л. Давыдов — считали за честь получить согласие Вацлава Сука на первое исполнение своих произведений. Он был настоящей звездой! Не менее известной, чем артисты, которых он звал выступать в курзале.
Здесь пел, например, Леонид Собинов — один из королей граммофона наряду с певицей Анастасией Вяльцевой и Фёдором Шаляпиным.
В 1907 году Сестрорецкий курорт одержал победу на Всемирной выставке здравоохранения в Бельгии, получив первый приз. Сестрорецкий курорт начал процветать. Он очень быстро завоевал доверие состоятельных жителей Петербурга. Здесь бывал премьер-министр России Пётр Столыпин, судебный деятель Кони, который много лет жил на даче по соседству. Несколько месяцев жил Горький. Здесь отдыхал известный артист балета и балетмейстер Михаил Фокин. Сюда в ресторан частенько заглядывали гости репинских "Пенат" во главе с самим Репиным. Здесь бывали известнейшие поэты: Блок, Маяковский, Есенин, Хармс и другие.
Интересно, но курзал по факту являлся тем, что сегодня называют "модным пространством" с концертами, выставками, литературными вечерами и гастрономическими зонами.
Провал проекта
А что же железная дорога? Получилось ли окупить её при помощи открытия курорта в Сестрорецке? Увы, финансовое положение Приморской железной дороги, несмотря ни на устройство Сестрорецкого курорта, ни на продление путей в 1904 году ближе к центру города (верхнее строение пути довели до угла Флюгова переулка, нынешней Кантемировской улицы, и Большого Сампсониевского проспекта), оставалось тяжёлым. Дорога генерировала убытки. Первоначальная идея о том, что необходимый пассажиропоток дадут дачники и отдыхающие на курорте, не оправдала себя. Приморское северное направление на тот момент не было так популярно как сейчас, а курорт притягивал публику в курзал только на выходные. Остальное время дорога работала в убыток.
Ближе к концу первого десятилетия ХХ века правление Общества разработало проект перехода дороги на электрическую тягу и реконструкции загородной трассы по типу городских электрических железных дорог большой скорости. Руководство дороги полагало, что это позволит удешевить билеты и привлечёт дополнительную публику.
Для осуществления этого проекта один за другим выпустили пять облигационных займов. Но это не спасло дорогу. Все привлечённые деньги были потрачены на текущую операционную деятельность и выплату бонусов руководству. Акционерное общество прекратило выплату дивидендов по акциям и процентов по облигациям. Стоимость акций Общества на бирже упала до 7% от номинальной. В связи с этим держатели акций обратились в Министерство путей сообщения с требованиями о возбуждении судебного дела и о возмещении убытков. Тогда коммерческий суд признал акционерное общество Приморской железной дороги несостоятельным, а железную дорогу взяли под надзор казны, то есть правительство взяло управление дорогой в свои руки и она перешла под контроль государства.
На тот момент стоимость дороги составляла 3,5 млн рублей (почти 6 млрд), а кредиторы предъявляли претензии более чем на 6 млн рублей (почти 10 млрд).
“
"Общество Приморской дороги погибает, — сокрушался обозреватель "Петербургской газеты" в марте 1911 года. — Но дело, созданное им, — устройство вблизи Петербурга курорта по заграничному образцу и путей сообщения с ним — не погибнет. Оно ждёт только новых руководителей".
Обозреватель "Петербургской газеты" оказался провидцем.
После национализации Приморской железной дороги она была включена в общероссийскую сеть железных дорог. На дороге была проведена модернизация и унифицированы проездные тарифы. Проезд стал дешевле, а вагоны вместительнее. Пассажиропоток начал потихоньку восстанавливаться. Но тут грянула Первая мировая война, а за ней революция.
Перерождение
Курорт после окончания гражданской войны восстанавливает свою деятельность и уже с 1923 года начинает принимать первых пациентов. Любопытно, что стоимость проживания в санатории для частных граждан составляла в месяц 240 рублей, приблизительно 240 тысяч на наши деньги. В эту стоимость входило размещение в двух–четырёхместной палате, трёхразовое питание и медицинские услуги за исключением особо дорогостоящих. Но членам профсоюза путёвки могли предоставляться бесплатно.
Гордость курорта — курзал — пережил революцию и продолжил функционировать. Правда, роскошного ресторана там уже не было, его переделали в столовую, но зал использовался по назначению. В нём как давались концерты, на которых выступали Леонид Утёсов и Сергей Есенин, так и проходили лекции. Интересен набор лекций для приезжающих на лечение рабочим. Им рассказывали о правилах этикета, здоровом питании, как воспринимать произведения классической музыки, почему нельзя вступать в связь с женщинами лёгкого поведения и что такое сифилис.
В 1935 году санаторий отдали под военные нужды. Акваторию Финского залива закрыли для гражданских судов. Началась подготовка к войне. А в 1939 году началась Советско-финская война. В курзале был развёрнут госпиталь. После окончания войны в 1940 году граница отодвинулась за Выборг. Но в 1941 году Финляндия приняла участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Войска финнов участвовали в блокаде Ленинграда, окружая город с севера. Сам Сестрорецк не был взят фашистскими войсками, но здание курзала погибло. В 1941 году его расстреляли финские войска из артиллерии. Расстреляли несмотря на то, что в этом здании был госпиталь. Здание курзала погибло, от него остались руины, которые были разобраны после войны.
В 1946 году Курортный район принимает примерно сегодняшние очертания. Партией и правительством принимается решение на его территории развивать курортно-рекреационный кластер. Начинается строительство санаториев и домов отдыха. Возводятся дачные посёлки для творческой интеллигенции и чиновников.
В 1971 году курортная зона Ленинграда на побережье Финского залива признаётся курортом общесоюзного значения.
Даже после распада СССР и ухудшения экономической ситуации Курортный район не потерял своей основной функции. Он так и остался городской здравницей и местом отдыха, стал нашей северной Ривьерой. А что-же с курзалом? Было принято решение его восстановить и вернуть былое великолепие Сестрорецкому курорту.
Наш партнёр — крупнейший на Северо-Запраде строительный холдинг "Группа ЛСР" проводит масштабную реконструкцию курорта и восстанавливает курзал. Это уникальный проект, поскольку чертежей этого строения не осталось, а архивных снимков достаточно мало. Здание фактически нужно строить с нуля. Тем не менее, архитектурная мастерская Дениса Ридера, подрядчика, который ведёт проект по восстановлению курзала, говорит о том, что внешне это будет то же самое здание, но с небольшими внутренними изменениями, согласно сегодняшним требованиям.
Так что в скором времени мы с вами можем прогуляться по тому самому великолепному курорту, которым его задумывал основатель Пётр Авенариус. В концертном зале можно будет послушать выступления музыкантов из Мариинки, прогуляться вдоль моря по красивым аллеям и отобедать в шикарном ресторане. И почувствовать всю прелесть курортного времяпрепровождения в красивом историческом месте.