Вопрос цены: какие продукты и товары в России подорожали сильнее всего в 2024–м

Аналитики спрогнозировали постепенное замедление роста цен в России в 2025 году
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

За январь–ноябрь 2024 года продукты подорожали сильнее непродовольственных товаров.

Полная статистика за год ещё не подведена. Но уже известно, что за январь–ноябрь 2024 года среднее подорожание продовольственных товаров составило около 9%. Более точные данные приводит Росстат: по его выводам, динамика продовольственной инфляции в ноябре составила 9,85%.
По мнению экспертов, это вполне корректно отражает общую картину роста цен. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Игнат Иванов, непродовольственные товары за аналогичный период подорожали на 6,4%. Сильнее остальных в цене выросли медикаменты (+11,1%), строительные материалы (+8,2%) и бензин (+7,7%).

Корзина потяжелела

По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, закупочные цены на картофель выросли в 2,5 раза на фоне низкого урожая. Розничные цены росли медленнее благодаря тому, что торговые сети не перекладывали весь объём повышения на конечного потребителя, инвестируя в это часть своей маржи.
"В 2024 году мы наблюдаем рост отпускных цен на молочные продукты в федеральных сетях в среднем на 7%. В то же время рост себестоимости молочных продуктов оказался значительно выше — около 17%. Это обусловлено удорожанием большинства компонентов производства: сырья, логистики, упаковки и расходных материалов для оборудования, а также ростом тарифов на энергоресурсы. Тем не менее спрос на натуральные молочные продукты остаётся стабильным, а в некоторых категориях даже растёт", — уточняет генеральный директор ООО "Молочный завод ЛОСЕВО" Эльдар Беглов.
Игорь Караваев добавил, что в некоторых категориях рост цен всё же превышает инфляционные пороги. Но это в основном касается продуктов не первой необходимости. Например, тушка охлаждённой горбуши в крупных торговых сетях подорожала в среднем на 8–15%, шоколад — в пределах 10–15%, кофе — на 10%, вино — на 15–20%.
"Общая причина повышения цен — комплексный рост издержек по всей товаропроводящей цепочке, включая выросшие расходы на логистику и транзакции. Ещё одной причиной ускорения инфляции стал возросший спрос на продукты питания, который опережал объём производства, например, в категории сливочного масла", — отмечает эксперт.
По данным "Самоката", в Петербурге в 2024 году наибольшим спросом пользовалось порционное мороженое — в этом году заказы увеличились на 15% по сравнению с аналогичным периодом в 2023 году. На втором месте — молоко пастеризованное (+4%), на третьем — газированные напитки от 0,8 л (+17%).
"Наш оборот за первые 9 месяцев 2024 года вырос год к году на 70,7%, до 182,7 млрд рублей. За этот период среднее количество заказов в день выросло на 27,8%, до 672,0 тыс., а средний чек увеличился на 33,1%, до 992 рублей", — рассказал "ДП" директор по маркетингу онлайн–ретейлера "Самокат" Михаил Петрухин.
В 2024 году цены на алкогольную продукцию в России выросли практически во всех категориях, но темпы роста различаются в зависимости от сегмента.
Согласно данным доцента кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Максима Черниговского, цены на водку отечественного производства увеличились на 5–7% по сравнению с концом 2023 года. Это связано с ростом акцизов, увеличением производственных затрат и логистических расходов. Коньяк подорожал сильнее — на 7–9%, что обусловлено дороговизной сырья и затратами на выдержку.
"Тем не менее такой рост можно назвать умеренным и ожидаемым, учитывая общий уровень инфляции", — считает Черниговский.
Игристые вина, традиционно популярные в предновогодний период, подорожали на 8–10%. Основные причины — рост стоимости виноматериалов и акцизов. Отечественные тихие столовые вина демонстрируют ещё более заметный рост — 10–12%. При этом российские вина по–прежнему остаются гораздо более доступной альтернативой импортным, цены на которые выросли значительно сильнее. Цены на отечественное пиво увеличились на 4–6%, что объясняется относительно низкой акцизной нагрузкой и стабильностью внутреннего рынка.
"Рынок алкоголя в России в 2024 году оказался под давлением роста акцизов, инфляции и изменений в логистике. Для стабилизации ситуации необходимо не только пересмотреть акцизную политику, но и ужесточить меры борьбы с нелегальным рынком, а также снизить избыточные ограничения для легальных производителей и ретейлеров", — уверен Черниговский.

Встречают по одёжке

В непродовольственном сегменте рост цен менее выражен, а спрос только увеличивается. Игорь Караваев уточняет, что на рынке бытовой техники и электроники, а также в секторе DIY рост розничных цен остался в пределах инфляции. Повышение цен на одежду менее заметно, поскольку есть отложенный во времени эффект в заказах на отшив коллекций следующих сезонов.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что в среднем на рынке качественных торговых центров Петербурга средний чек в сравнении с прошлогодними значениями вырос на 11–16%.
В значительной степени этот рост содержит инфляционный компонент, а не достигается за счёт увеличения покупаемых позиций товаров или заказываемых услуг.
Поведение потребителей в течение большей части этого года нельзя назвать сберегательным и экономичным — более явные примеры такой модели поведения были во второй половине 2022 года, когда люди находились в ситуации неопределённости и жёсткой экономии.
Однако потребители в значительной степени склонны сравнивать ценовые параметры аналогичных товаров и услуг как у разных операторов торговых центров, так и на маркетплейсах.
"Также можно отметить, что элементы сберегательной модели поведения могут усиливаться в отдельные локальные периоды. Один из последних примеров — недавнее ослабление курса рубля", — добавляет Васильев.
Подобное потребительское поведение характерно и для продовольственной розницы: покупатели тщательно изучают промопредложения в крупных торговых сетях, ориентируются на соотношение стоимости и качества, растёт вовлечённость покупателей в использование программ лояльности ретейлеров, большой популярностью пользуется кешбэк.

Укротить инфляцию

По словам партнёра агентства M. A. Research, руководителя направления "Ретейл" Анны Синявской, в следующем году цены продолжат расти как минимум на величину инфляции.
Однако, по прогнозам ФГ "Финам", в следующем году может произойти постепенное замедление роста цен вследствие жёстких денежно–кредитных условий и нормализации бюджетной политики.
"Наш прогноз инфляции на конец 2025 года — 5–7%", — заключает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам".