Уход международных операторов не снизил качество российских проектов

Автор фото: Сергей Ермохин

Сформированные международными операторами стандарты в сфере гостеприимства продолжают быть актуальными даже после исхода иностранных брендов. Высокие требования отечественных инвесторов и арендаторов побуждают девелоперов разрабатывать новые проекты с учётом всех актуальных трендов.

С развитием сферы гостеприимства новые российские проекты доходной недвижимости становятся всё сложнее. Внедряемые в них практики, технологии и сервисы сегодня не уступают международным трендам, а в чём-то проявляются даже более заметно, отмечают эксперты. Дело в том, что российские клиенты часто бывают более взыскательными, и именно их высокие запросы ложатся в основу новых проектов. Поэтому девелоперы вкладывают значительные средства в передовые технологии, позволяющие улучшать процессы обслуживания и управление, включают в проекты инфраструктуру под разные запросы резидентов (объекты для работы, для разнообразного отдыха и т.п.).
Один из самых ярких мировых трендов — фокус на экологичность и устойчивое развитие. В рамках девелоперских проектов это означает обращение к теме экологии и природы: например, использование экологичных материалов, щадящее отношение к окружающей среде, близость к зелёным зонам, хорошее благоустройство с озеленением внутри проекта. В Дубае, например, одному из ведущих девелоперов страны пришлось высадить на пустынной окраине города огромный парк с зонами отдыха, спортивными площадками и даже полями для игры в гольф, чтобы привлечь внимание клиентов. В Петербурге — это тоже частая практика.
На подобном фоне активнее всего развивается wellness-недвижимость — в рамках офиса, жилого дома или многофункционального комплекса создаётся инфраструктура, направленная на долголетие и здоровье. "Всё чаще по всему миру создаются проекты с концепцией Urban Resort — когда проекты, расположенные в городской черте, предлагают полный набор возможностей оздоровительного отдыха", — говорят в компании Hansa Group.
Девелопер в конце 2024 года получил приз международной архитектурной премии "Золотой Трезини" за проект доходной недвижимости SAAN в номинации "Лучший проект многофункционального комплекса, отвечающий международным трендам". "Команда изучила лучший мировой опыт в строительстве mixed-use проектов (многофункциональных комплексов), ключевые из них лично посетила и собрала самые интересные решения в области клубного сервиса и инфраструктуры", — объясняют такую высокую оценку проекта профессиональным сообществом в девелоперской компании.
В рамках концепции Urban Resort в составе комплекса спроектировано спа-пространство, задуманное как полноценный городской термальный курорт. Для формирования такого концепта очень важна близость к зелёным зонам, добавляет заместитель генерального директора по продажам компании Hansa Group Дарья Боровицкая. "В нашем случае это Удельный парк. Прямой шикарный вид на него откроется прямо из термального бассейна и несколько видов парных, благодаря панорамному остеклению. Прогулочные дорожки в тени высоких деревьев и живописные в Удельном парке также создают соответствующую атмосферу отдыха", — отмечает эксперт.
Фокус на эстетику и необычную архитектуру в девелоперских проектах также выходит на новый уровень. Сейчас в тренде — создание "инстаграмных" интерьеров (Instagram принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской организацией и запрещённой). Это когда проекты с уникальной архитектурой или дизайном создают вирусный эффект в социальных сетях и становятся массовой точкой притяжения.
Подобные решения чаще всего очень дорогостоящие, впоследствии сполна окупаются, так как привлекают большой туристический поток. Так случилось, например, со скульптурой Vessel в Нью-Йорке, которая представляет собой сеть лестничных пролётов и обзорных площадок, выглядящих как соты. Конструкция выполнена из дорогого итальянского металла, для доставки которого грузовому судну пришлось выполнить шесть трансатлантических переходов. Задумка превзошла ожидания и стала новым символом Нью-Йорка и одной из самых посещаемых достопримечательностей города.
Другой инструмент в притягивании внимания публики, который активно применяется во всём мире, — коллаборации с известными и авторитетными брендами. Это могут быть архитекторы, дизайнеры, операторы коммерческих помещений в составе комплекса и т.п. Приглашение в проект известных и полюбившихся брендов, медийных лиц и инфлюенсеров, пользующихся доверием в обществе, придаёт дополнительную ценность и привлекает новую аудиторию. Например, в комплексе SAAN сегодня принимает участие ряд известных в России и за рубежом брендов. Italy&co отвечает за гастро-концепты, AA Partners — за создание современных «инстаграмных» интерьеров, L.Buro — за дизайн, сочетающий скандинавский стиль и набирающий популярность азиатский.
Приоритетное внимание в новых проектах уделяется разнообразию внутренней инфраструктуры: офисов, общественных пространств, стрит-ретейла, досуговых зон.
"Важно предусмотреть грамотное сочетание функций в границах одного здания, учитывая пользовательские сценарии резидентов и гостей. Например, в нашем комплексе для резидентов создаётся клубная инфраструктура: общественная гостиная, кинотеатр, переговорные, детская комната. При этом в составе комплекса появятся и независимые точки притяжения — гастрономический хаб, фитнес-клуб и городской термальный курорт с панорамным бассейном, открытый и для резидентов, и для широкой публики. Таким образом, проект трансформируется в мультиформатное пространство, формирующее локальную идентичность", — говорит руководитель по развитию продукта компании Hansa Group Павел Евсюков.
Ещё один актуальный для рынка тренд — максимальная цифровизация всех услуг, начиная от бронирования и заканчивая электронным доступом. "Всю техническую начинку также крайне важно предусмотреть на стадии проектирования, — отметили собеседники "ДП". — Часто девелоперы задумываются о внедрении систем безопасности, умного дома и других уже ближе к завершению строительства. Это неверная стратегия, она приводит к большому количеству переделок, удорожанию и даже невозможности использовать весь спектр предлагаемых рынком услуг".
В более широком контексте устойчивое развитие в девелопменте — это возможность преобразовывать проектом окружающую среду. "В идеале проект должен стать настоящим событием, улучшить не только конкретный участок, но и прилегающую территорию, создать новые точки притяжения и маршруты для жителей в масштабах квартала, района, города", — резюмирует Павел Евсюков.