Поездка за здоровьем: зачем иностранцы приезжают лечиться в Россию

Поток медицинских туристов в Россию вырастет вдвое к 2030 году
Автор фото: vostock-photo

Иностранцы готовы лечиться в России. Но им мешают объективные трудности.

В медицинском туризме активнее всего сейчас развиваются внутренние направления, констатируют эксперты. По данным исследовательской компании OMI, за 2023 год поток увеличился на 20 % и составил рекордные 78 млн поездок. К 2030 году аналитики прогнозируют повышение этого показателя вдвое.

Нет худа без добра

Председатель совета директоров группы компаний "Мой медицинский центр" Владислав Баранов связывает это с ощутимой во многих уголках страны нехваткой высококвалифицированных медицинских кадров.
"Это способствует, с одной стороны, развитию медицинского туризма в столичных городах, а с другой — появлению крупных медучреждений, объединяющих ведущих врачей и передовые технологии. Так увеличивается число мест для лечения пациентов из разных регионов", — пояснил мысль эксперт.
В основном пациенты обращаются в крупные медицинские центры Москвы и Петербурга за специализированной и высокотехнологичной помощью, в том числе хирургической. Сильные компетенции имеют столичные города и по таким направлениям, как кардиология, онкология и офтальмология.
Популярность набирает санаторно–курортное лечение. По данным Росстата, по итогам 2023 года российские здравницы заработали 225,2 млрд рублей, что на 15 % больше, чем годом ранее. По оценкам BusinesStat, численность потребителей санаторно–курортных услуг за 2019–2023 годы выросла на 5,4 % и к концу 2023–го составила 6,8 млн человек.
Наиболее востребованными регионами за последние 2 года являются Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Крымское побережье Чёрного моря. Пользуются спросом и санатории в Алтайском крае и Татарстане.

Плохой маркетинг

Поток иностранных пациентов при этом снижается. Эксперты связывают это с низкой информированностью о возможностях медицинского туризма в России.
"Основная проблема заключается в недостаточном финансировании маркетинга, — поясняет генеральный директор Санкт–Петербургского агентства медицинского туризма Светлана Белова. — Усилия по продвижению носят скорее тактический характер, а программы поддержки финансируются на короткие периоды".
Кроме того, по её мнению, отсутствует стратегический подход к продвижению, который должен включать долгосрочные программы и стабильное финансирование.
Генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга Александр Солонин также считает, что проблемы лежат в плоскости дополнительного финансирования и увеличения бюджета на маркетинг. Причём не только в самих медорганизациях, но и на региональном и федеральном уровнях.
"Для любого региона это дополнительный поток туристов с хорошим объёмом финансов, в том числе на сопутствующие траты, а не только медицинские услуги, — считает он. — Нужна концентрация финансов и информационных ресурсов на определённые медицинские направления и регионы, где есть сильные организации, готовые предоставить медицинскую услугу по стандартам, сопоставимым с мировыми. А потенциальные пациенты за рубежом должны узнать об этом при поддержке заинтересованных регионов".
По словам эксперта, для решения такой задачи нужно привлечь профессиональные команды, в которых бы участвовали и врачи, и маркетологи, и специалисты в области интернет–технологий. Ведь большинство людей сегодня узнают почти всю информацию онлайн.

Санкции повсюду

Негативно на потоке иностранных медтуристов сказывается и политическая ситуация.
"Для лечения в Россию готовы приезжать пациенты из разных стран, — рассказывает Владислав Баранов. — Но, например, для европейцев проблемой становится невозможность расплачиваться за лечение удобным способом. Ввиду ограничений, которые накладывают иностранные банки, делать это можно только наличными".
По словам Светланы Беловой, медицинский туризм — одно из самых перспективных, но в то же время недостаточно финансируемых направлений в туристической отрасли.
"Уникальная научная и практическая база, целые династии высококвалифицированных специалистов, а также географическое положение делают перспективы России в этой области впечатляющими, — считает она. — Вопрос лишь в том, сможем ли мы раскрыть этот потенциал правильно и эффективно".