Идеи небольших автовокзалов по мере реализации теряют свою актуальность.
Такая инфраструктура, как автовокзалы, ещё когда–то казавшаяся необходимой, за последние годы сильно сдала свои позиции, считают эксперты. В небольших городах они уже вовсе не нужны, тем временем на их создание тратится много сил и времени.
Почему до сих пор не открыт автовокзал в Мурино
Приступить к строительству транспортно–пересадочного узла (ТПУ) "Девяткино" рядом с одноимённой станцией метро, объединяющего в себе автовокзал, железнодорожную станцию и метро, планировалось ещё в 2021 году. Спустя 3 года не началась не только стройка, но и проектирование. Причины — объективные, но от этого не легче.
Необходимо было решить земельные вопросы, а перед этим ещё и имущественные: выкупить частные объекты. За этими короткими фразами на деле скрывались длительные и непростые процедуры, которые в итоге привели к неоднократному переносу сроков строительства здания автовокзала в Западном Мурино. Как отмечают власти Ленинградской области, в первую очередь это связано со сложностями в формировании земельного участка под строительство. Территория ограничена полосой отвода железной дороги, инженерными коммуникациями метрополитена, охранной зоной линий электропередачи (ЛЭП), вопрос перевода в кабель которых регион безуспешно пытался решить как с энергосбытовыми компаниями, так и на федеральном уровне.
“
"Потребовалось время на решение вопросов перевода в собственность Ленинградской области земельных участков частных землевладельцев, на неоднократное внесение изменений в проект планировки территории строительства объекта, на внесение изменений в Правила землепользования и застройки Муринского городского поселения. Решение всех этих, в том числе процедурных, вопросов требует значительного количества времени, различных согласований и разбирательств, и, конечно, это всё влияет на сроки реализации проекта", — прокомментировал "ДП" ситуацию председатель комитета Ленобласти по транспорту Михаил Присяжнюк.
В феврале 2023 года издание писало, что в тот месяц предполагалось сформировать единый земельный участок под ТПУ и передать его инвестору — ООО "Стейт". В итоге произошло это только в конце октября 2024 года. Теперь компания может приступать к проектным работам. И если раньше на них отводилось 3–4 месяца даже с учётом таких сложных объектов по соседству, как железная дорога, метрополитен и ЛЭП, то теперь срок окончания проектных работ запланирован на IV квартал 2025 года.
Увеличение срока власти объясняют тем, что работы будут проводиться на территории с тяжёлыми и стеснёнными условиями, они связаны со значительными ограничениями. При проектировании необходимо учитывать возможность ведения строительно–монтажных работ в условиях действующей пассажирской инфраструктуры метрополитена и железной дороги.
"Это потребует получения большого количества технических условий, согласований переноса инженерных коммуникаций, в том числе в отдельных случаях смены собственников инженерных сетей. Значительное количество времени потребует согласование вопросов транспортной безопасности объекта, решение которых в условиях ограниченной площади объекта потребует от проектной организации мастерства высшего уровня. В связи с этим выполнение проектных работ в срок 4 месяца является нереальным", — пояснили "ДП" в комитете по транспорту Ленобласти.
На вопрос, на сколько подорожала стройка ТПУ за те годы, пока решались земельные и имущественные вопросы, ни чиновники, ни сам инвестор не ответили. Ранее заместитель гендиректора "Стейта" Олег Морозов отмечал изданию, что стоимость работ будет определена по итогу проектирования.
Напомним: соглашение о сотрудничестве между правительством Ленобласти и девелопером "Стейт" было подписано в ноябре 2020 года. Интересен ли по–прежнему инвестору этот объект, в компании не прокомментировали. Строительство планировалось начать ещё в 2021 году.
Три года уже прошло, и как минимум год сейчас уйдёт на проектирование. Ориентировочный срок окончания строительства, по информации чиновников, — конец 2026 года.
При этом изданию сообщили, что соглашение с ООО "Стейт" носит рамочный характер и никакие сроки в нём не прописаны.
В рамках проекта планировали построить два здания: одноэтажный междугородний и международный автовокзал на территории Западного Мурино взамен снесённого вокзала "Северный" в восточной части Мурино (был построен незаконно. — Ред.), а также здание с коммерческой составляющей, чтобы окупить затраты.
К слову, в 2023 году компания "Стейт" запустила первую очередь ТРЦ "ЭкоПарк" в Мурино площадью 25 тыс. м2. Она включает в себя лайфстайл–зону, гастрономическое пространство, а также два отдельных ресторана. Во вторую очередь площадью 12 тыс. м2 войдут МФЦ "Мои документы", фитнес–центр, а также первый в Мурино развлекательный детский центр и кинотеатр. Строительство зоны планировалось завершить в 2025 году.
Подарок на юбилей
Ещё один автовокзал на территории Ленинградской области планируют построить в Гатчине — к 100–летию города, которое будут праздновать в 2027 году.
Однако планам этим уже минимум 10 лет. Ещё в 2015 году местные власти сообщали, что в новом генплане Гатчины предусмотрено пятно под проектирование и строительство вокзала в северной въездной зоне.
Заместитель главы администрации по строительству и развитию инфраструктуры Гатчинского района Лариса Абаренко на запрос "ДП" сообщила, что размещение автовокзала предусмотрено как генеральным планом МО "Город Гатчина", так и постановлением правительства Ленобласти от 2017 года.
“
"Администрацией Гатчинского муниципального района образован земельный участок для размещения здания автовокзала вблизи площади Варшавского вокзала. Подготовлен градостроительный план земельного участка. До конца 2025 года планируется выполнить проектирование объекта", — сообщили "ДП".
Летом 2024 года изданию "Гатчинская правда" Абаренко рассказывала, что на площади Варшавского вокзала, за железнодорожной администрацией, ближе к развилке ул. Карла Маркса и Чехова, будет построено небольшое здание с комнатой отдыха для водителей, буфетом и залом ожидания. "Это позволит ликвидировать вокзальный “шанхай” — скопление разнокалиберных торговых павильонов — и сделать там цивилизованную парковку и крытое место посадки и высадки пассажиров", — отмечала изданию замглавы администрации.
Автовокзалы больше не нужны?
По мнению директора по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимира Валдина, по большей части такая инфраструктура, как автовокзалы, уже избыточна. И если посмотреть глобально, то эта история умирает.
"В своё время автовокзал выполнял три функции: продажи билетов, зоны отдыха для водителей и какого–то технического сервиса для перевозчиков. Так как продажа билетов массово ушла в онлайн, кассовые залы уже не нужны, как и большие залы ожидания. Всё остальное начинает распределяться по менее затратным с точки зрения земельных ресурсов местам", — прокомментировал "ДП" эксперт.
Автобусы, например, по договору могут заезжать в какой–нибудь автобусный парк, где есть вся инфраструктура и для водителей, и для сервиса. В мире автовокзалы остаются только там, где сосредоточено большое количество междугородних рейсов, где идёт переключение модальности и требуется ожидание. Там, где идёт пересадка на пригород, автовокзалы практически везде исчезли. В лучшем случае это какая–то площадь с перронами, обычная конечная остановка.
“
"В Гатчине никакой автовокзал не нужен, там исключительно пригородный трафик, конечная станция. Территорию эту уже привели в порядок, облагородили платформы, но надо бы ещё. Этого будет достаточно", — считает Валдин.
В Западном Мурино же, по его мнению, автовокзал уже никому не нужен в принципе. Сейчас автобусы отправляются с территории восточного Мурино, где раньше была автостанция "Северная", что доказывает, что никакая специальная инфраструктура частникам не нужна. А междугородние перевозки — это как раз коммерческая история. Что же касается международной темы, она здесь уже неактуальна.
"Идея с этим вокзалом появилась с расчётом на то, что будет построена дорога вдоль железнодорожной линии с путепроводом через неё в Кузьмолово (обход Мурино слева. — Ред.). А когда теперь она появится, неизвестно. Построили только съезд с КАД в Западное Мурино (как раз по причине того, что не удалось каблировать ЛЭП. — Ред.) и превратили тем самым кольцевую на этом участке практически в городскую улицу. Добавлять туда ещё и автобусы нелогично. Приоритеты правильно поменялись, сейчас строят восточный обход Мурино", — говорит Владимир Валдин.
С тем, что ни в Мурино, ни в Гатчине автовокзалы не нужны, согласен и председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
“
"Действительно, билеты можно купить онлайн, залы ожидания для пригородных маршрутов тоже не очень актуальны. Поскольку рядом есть железнодорожные станции, зайти погреться можно туда. Поэтому никаких потребностей именно в автовокзалах, которые по полной программе будут иметь пост технического контроля за автобусами, медицинский пост для предрейсового осмотра водителей, пост транспортной безопасности, залы ожидания и прочее, ни в Гатчине, ни в Мурино нет, на мой взгляд. Там нужны удобные автобусные остановки, отстойно–разворотные площадки с диспетчерскими пунктами", — считает Янков.