Создание новых автовокзалов на окраинах Петербурга затормозилось

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Идеи небольших автовокзалов по мере реализации теряют свою актуальность.

Такая инфраструктура, как автовокзалы, ещё когда–то казавшаяся необходимой, за последние годы сильно сдала свои позиции, считают эксперты. В небольших городах они уже вовсе не нужны, тем временем на их создание тратится много сил и времени.

Почему до сих пор не открыт автовокзал в Мурино

Приступить к строительству транспортно–пересадочного узла (ТПУ) "Девяткино" рядом с одноимённой станцией метро, объединяющего в себе автовокзал, железнодорожную станцию и метро, планировалось ещё в 2021 году. Спустя 3 года не началась не только стройка, но и проектирование. Причины — объективные, но от этого не легче.
Необходимо было решить земельные вопросы, а перед этим ещё и имущественные: выкупить частные объекты. За этими короткими фразами на деле скрывались длительные и непростые процедуры, которые в итоге привели к неоднократному переносу сроков строительства здания автовокзала в Западном Мурино. Как отмечают власти Ленинградской области, в первую очередь это связано со сложностями в формировании земельного участка под строительство. Территория ограничена полосой отвода железной дороги, инженерными коммуникациями метрополитена, охранной зоной линий электропередачи (ЛЭП), вопрос перевода в кабель которых регион безуспешно пытался решить как с энергосбытовыми компаниями, так и на федеральном уровне.
"Потребовалось время на решение вопросов перевода в собственность Ленинградской области земельных участков частных землевладельцев, на неоднократное внесение изменений в проект планировки территории строительства объекта, на внесение изменений в Правила землепользования и застройки Муринского городского поселения. Решение всех этих, в том числе процедурных, вопросов требует значительного количества времени, различных согласований и разбирательств, и, конечно, это всё влияет на сроки реализации проекта", — прокомментировал "ДП" ситуацию председатель комитета Ленобласти по транспорту Михаил Присяжнюк.
В феврале 2023 года издание писало, что в тот месяц предполагалось сформировать единый земельный участок под ТПУ и передать его инвестору — ООО "Стейт". В итоге произошло это только в конце октября 2024 года. Теперь компания может приступать к проектным работам. И если раньше на них отводилось 3–4 месяца даже с учётом таких сложных объектов по соседству, как железная дорога, метрополитен и ЛЭП, то теперь срок окончания проектных работ запланирован на IV квартал 2025 года.
Увеличение срока власти объясняют тем, что работы будут проводиться на территории с тяжёлыми и стеснёнными условиями, они связаны со значительными ограничениями. При проектировании необходимо учитывать возможность ведения строительно–монтажных работ в условиях действующей пассажирской инфраструктуры метрополитена и железной дороги.
"Это потребует получения большого количества технических условий, согласований переноса инженерных коммуникаций, в том числе в отдельных случаях смены собственников инженерных сетей. Значительное количество времени потребует согласование вопросов транспортной безопасности объекта, решение которых в условиях ограниченной площади объекта потребует от проектной организации мастерства высшего уровня. В связи с этим выполнение проектных работ в срок 4 месяца является нереальным", — пояснили "ДП" в комитете по транспорту Ленобласти.
На вопрос, на сколько подорожала стройка ТПУ за те годы, пока решались земельные и имущественные вопросы, ни чиновники, ни сам инвестор не ответили. Ранее заместитель гендиректора "Стейта" Олег Морозов отмечал изданию, что стоимость работ будет определена по итогу проектирования.
Напомним: соглашение о сотрудничестве между правительством Ленобласти и девелопером "Стейт" было подписано в ноябре 2020 года. Интересен ли по–прежнему инвестору этот объект, в компании не прокомментировали. Строительство планировалось начать ещё в 2021 году.
Три года уже прошло, и как минимум год сейчас уйдёт на проектирование. Ориентировочный срок окончания строительства, по информации чиновников, — конец 2026 года.
При этом изданию сообщили, что соглашение с ООО "Стейт" носит рамочный характер и никакие сроки в нём не прописаны.
В рамках проекта планировали построить два здания: одноэтажный междугородний и международный автовокзал на территории Западного Мурино взамен снесённого вокзала "Северный" в восточной части Мурино (был построен незаконно. — Ред.), а также здание с коммерческой составляющей, чтобы окупить затраты.
К слову, в 2023 году компания "Стейт" запустила первую очередь ТРЦ "ЭкоПарк" в Мурино площадью 25 тыс. м2. Она включает в себя лайфстайл–зону, гастрономическое пространство, а также два отдельных ресторана. Во вторую очередь площадью 12 тыс. м2 войдут МФЦ "Мои документы", фитнес–центр, а также первый в Мурино развлекательный детский центр и кинотеатр. Строительство зоны планировалось завершить в 2025 году.

Подарок на юбилей

Ещё один автовокзал на территории Ленинградской области планируют построить в Гатчине — к 100–летию города, которое будут праздновать в 2027 году.
Однако планам этим уже минимум 10 лет. Ещё в 2015 году местные власти сообщали, что в новом генплане Гатчины предусмотрено пятно под проектирование и строительство вокзала в северной въездной зоне.
Заместитель главы администрации по строительству и развитию инфраструктуры Гатчинского района Лариса Абаренко на запрос "ДП" сообщила, что размещение автовокзала предусмотрено как генеральным планом МО "Город Гатчина", так и постановлением правительства Ленобласти от 2017 года.
"Администрацией Гатчинского муниципального района образован земельный участок для размещения здания автовокзала вблизи площади Варшавского вокзала. Подготовлен градостроительный план земельного участка. До конца 2025 года планируется выполнить проектирование объекта", — сообщили "ДП".
Летом 2024 года изданию "Гатчинская правда" Абаренко рассказывала, что на площади Варшавского вокзала, за железнодорожной администрацией, ближе к развилке ул. Карла Маркса и Чехова, будет построено небольшое здание с комнатой отдыха для водителей, буфетом и залом ожидания. "Это позволит ликвидировать вокзальный “шанхай” — скопление разнокалиберных торговых павильонов — и сделать там цивилизованную парковку и крытое место посадки и высадки пассажиров", — отмечала изданию замглавы администрации.

Автовокзалы больше не нужны?

По мнению директора по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимира Валдина, по большей части такая инфраструктура, как автовокзалы, уже избыточна. И если посмотреть глобально, то эта история умирает.
"В своё время автовокзал выполнял три функции: продажи билетов, зоны отдыха для водителей и какого–то технического сервиса для перевозчиков. Так как продажа билетов массово ушла в онлайн, кассовые залы уже не нужны, как и большие залы ожидания. Всё остальное начинает распределяться по менее затратным с точки зрения земельных ресурсов местам", — прокомментировал "ДП" эксперт.
Автобусы, например, по договору могут заезжать в какой–нибудь автобусный парк, где есть вся инфраструктура и для водителей, и для сервиса. В мире автовокзалы остаются только там, где сосредоточено большое количество междугородних рейсов, где идёт переключение модальности и требуется ожидание. Там, где идёт пересадка на пригород, автовокзалы практически везде исчезли. В лучшем случае это какая–то площадь с перронами, обычная конечная остановка.
"В Гатчине никакой автовокзал не нужен, там исключительно пригородный трафик, конечная станция. Территорию эту уже привели в порядок, облагородили платформы, но надо бы ещё. Этого будет достаточно", — считает Валдин.
В Западном Мурино же, по его мнению, автовокзал уже никому не нужен в принципе. Сейчас автобусы отправляются с территории восточного Мурино, где раньше была автостанция "Северная", что доказывает, что никакая специальная инфраструктура частникам не нужна. А междугородние перевозки — это как раз коммерческая история. Что же касается международной темы, она здесь уже неактуальна.
"Идея с этим вокзалом появилась с расчётом на то, что будет построена дорога вдоль железнодорожной линии с путепроводом через неё в Кузьмолово (обход Мурино слева. — Ред.). А когда теперь она появится, неизвестно. Построили только съезд с КАД в Западное Мурино (как раз по причине того, что не удалось каблировать ЛЭП. — Ред.) и превратили тем самым кольцевую на этом участке практически в городскую улицу. Добавлять туда ещё и автобусы нелогично. Приоритеты правильно поменялись, сейчас строят восточный обход Мурино", — говорит Владимир Валдин.
С тем, что ни в Мурино, ни в Гатчине автовокзалы не нужны, согласен и председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
"Действительно, билеты можно купить онлайн, залы ожидания для пригородных маршрутов тоже не очень актуальны. Поскольку рядом есть железнодорожные станции, зайти погреться можно туда. Поэтому никаких потребностей именно в автовокзалах, которые по полной программе будут иметь пост технического контроля за автобусами, медицинский пост для предрейсового осмотра водителей, пост транспортной безопасности, залы ожидания и прочее, ни в Гатчине, ни в Мурино нет, на мой взгляд. Там нужны удобные автобусные остановки, отстойно–разворотные площадки с диспетчерскими пунктами", — считает Янков.