Постояли за себя: наплыв туристов вызвал гигантские очереди в Петербурге

Электронные билеты в музеи и театры Петербурга перестали спасать от очередей
Автор фото: архив "ДП"

Новогодние праздники этого года запомнились всем огромными очередями в центре города. Погода благоприятствовала прогулкам, однако попасть в музеи, театры, рестораны и даже магазины петербуржцам оказалось не так–то просто.

Петербург традиционно является одним из самых популярных туристических направлений в России. В период праздников привлекательность города повышается в разы. А потому и очереди — дело вполне привычное.
Гости города стремятся во что бы то ни стало успеть посетить все главные достопримечательности. К ним присоединяются петербуржцы, у которых в обычном рабочем графике зачастую не хватает времени на походы в театр или музей. Чтобы свести возникающие неудобства к минимуму, проблему пытаются решить при помощи современных технологий.

На чай в Зимний дворец

Как рассказал "ДП" президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров Михаил Ушаков, для снижения нагрузки на самые популярные объекты разработана программа "Новая туристская география", включающая новые объекты показа.
"Вводится электронная очередь, покупка билетов онлайн на определённое время. Тенденция использования цифровых решений для распределения турпотока со временем должна усиливаться. Это коснётся заказов билетов в музеи, бронирования столиков в ресторанах и других ключевых услуг", — пояснил он. По его мнению, дополнительной мерой должно стать увеличение часов работы музеев в праздничные дни.
Особенно много внимания, как всегда, привлекли очереди в Эрмитаж. От них не спасло даже то, что система продажи электронных билетов работает там уже несколько лет. Как рассказали "ДП" в пресс–службе музея, за новогодние каникулы его посетили более 116 тыс. человек.
"Количество продаваемых билетов определено с учётом пропускной способности входных зон, норм пожарной безопасности и гардеробов музея. В первые праздничные дни все билеты были распроданы. Высокий спрос на посещение Эрмитажа спровоцировал возникновение очередей в кассы музея из тех, кто по той или иной причине не смог приобрести билеты заранее или решил купить их непосредственно на месте, день в день. Посетители с электронными билетами проходили без очереди", — говорят в музее.
Ожидающим в очередях сотрудники Эрмитажа предлагали в Большом дворе Зимнего дворца бесплатный горячий чай — всего за праздники гости выпили около 6 тыс. чашек. Каждые 15 минут по громкоговорителю информировали о продвижении очереди и времени следующего запуска.

Взрослым и детям

В пресс–службе Мариинского театра рассказали, что самыми популярными спектаклями на прошедших праздниках стали оперы "Ночь перед Рождеством" Римского–Корсакова, "Волшебная флейта" Моцарта и, конечно, балет "Щелкунчик" Чайковского.
Художественный руководитель — директор театра "На Литейном" Сергей Морозов отметил, что зритель начинает возвращаться к более раннему планированию своего досуга. Билеты на спектакли в предновогоднюю пору и в начале января в этом году раскупались раньше и активнее.
"В этом году мы впервые поставили спектакль для взрослых на дневное время и были несколько удивлены, что он оказался раскуплен намного быстрее, чем вечерний", — прокомментировал Морозов.
Заведующая билетным столом театра "Мастерская" Полина Гигаури сообщила, что заполняемость зала в этом сезоне выше на 3,5%, чем год назад.
"Средняя стоимость билетов выросла в общем на 13%, но на разные спектакли по–разному. Для детских мы сохраняем цены по прошлому году", — поделилась она.
Кинотеатры тоже ощутили высокий спрос со стороны зрителей. По словам президента "Каро" Ольги Зиняковой, в новогодний уик–энд обычно генерируется от трети до половины кассы за весь год. По данным компании, петербуржцы посмотрели в среднем один–три фильма за период декабря–января.
"Главная задача на год — увеличить объёмы качественного контента разных жанров, чтобы стимулировать к походам в кино не только семьи, но и других зрителей, придумывать новые механики и ходы. Например, прямые трансляции “Щелкунчика” в разных городах заработали больше 40 млн рублей, а это точечные, непрокатные сеансы. Цена билета в кино выросла на 50–70 рублей, и это первое такое повышение за последние 3 года", — говорит она.

В прогулочном темпе

Государственный музей–заповедник "Царское Село" с 29 декабря по 8 января посетили 108 тыс. человек. В прошлом году в период каникул в царскосельских парках и музеях гуляли более 90 тыс. человек. Очередей в парк не было, так как музей давно ввёл посещение по сеансам и предварительную продажу билетов на официальном сайте.
ГМЗ "Павловск" за время новогодних праздников посетили около 74 тыс. человек. Это почти в два с половиной раза больше, чем в прошлом году, отметили в пресс–службе. Чаще всего посетители приходили в Павловский парк, где тихие прогулки можно совместить с катанием на лыжах или санях.
"В прошлом году в это время ударили суровые морозы и на прогулку в Павловске решились далеко не все желающие", — прокомментировали в пресс–службе.
В музее–заповеднике "Гатчина" с 1 по 8 января проходил фестиваль "Новогодняя кутерьма". За это время в музее побывали почти 18 тыс. гостей — это на пять с лишним тысяч человек больше, чем в прошлогодние праздники.
"Сложности из–за большого количества гостей были. Важно было не допустить переполнения помещений", — добавили в пресс–службе ГМЗ "Гатчина".
Музей Фаберже с 29 декабря по 8 января посетили около 32,5 тыс. человек. "Больших очередей удалось избежать, так как музей заранее информировал посетителей о том, что лучше приобретать электронные билеты, — это позволило распределить потоки гостей", — рассказали в музее.
Выставки и концерты в лютеранской церкви Анненкирхе посетили более 21 тыс. человек. Примерно столько же гостей было и в прошлом году, хотя билеты подорожали с 1 тыс. до 1,2 тыс. рублей.
"Если мы говорим о посещении выставки, то большая часть гостей, около 75%, предпочитает приобретать билеты на месте в кассе, а не онлайн. Даже гости с заранее купленными электронными билетами иногда вынуждены стоять в очереди, так как наши сотрудники должны эти билеты проверить", — рассказали в пресс–службе Анненкирхе.

Свежий воздух победил

Высокий трафик был и в объектах торговли, а также заведениях общепита Северной столицы. Однако для ТЦ пиковые значения посещаемости приходятся на предновогоднюю неделю.
"Ожидаемо видим снижение посещаемости в первую неделю года в сравнении с предновогодней неделей. При этом в Петербурге, как, впрочем, и в Москве, снижение посещаемости в сравнении с последней неделей прошлого года более выраженное, чем в России в целом. Это связано с развитием социально–культурной сферы города, есть большая конкуренция с другими формами проведения досуга", — отметил руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
Праздничные ярмарки в ТЦ привлекают всё больше аудитории. Например, в ТК "Невский центр" число посетителей ярмарки в этом сезоне растёт на 10–15%. "В этом году мы впервые открыли часть павильонов ярмарки на пятом этаже, рядом с фуд–кортом. Посетители теперь могут выпить чашечку кофе и сразу присмотреть что–нибудь особенное для своих близких", — добавила руководитель отдела маркетинга ТК "Невский центр" Марина Сметанина.
Эксперты компании "Платформа ОФД" отмечают, что во время январских каникул 2025 года на сферу развлечений большое влияние оказывал погодный фактор. Отличные условия для прогулок и активностей на свежем воздухе перенаправили клиентский трафик из закрытых помещений и ресторанов на улицы, в парки, спортивные и экскурсионные зоны.
В пресс–службе "Бургер Кинга" замечают, что в начале года количество продаж в их сети в Петербурге увеличилось на 9,7%, а средний чек вырос на 6,9%. В сегменте доставки рост был умереннее — выручка увеличилась на 9,7%, в то время как выручка ресторанов сети показала рост на 19,5%.
Средний чек по всей сети "Теремок" в Петербурге в период новогодних праздников увеличился на 15–17%. По количеству гостей наибольший рост был в ресторанах, расположенных в исторических и туристических районах. Например, в заведениях на Невском проспекте и Большой Морской в первую половину января количество чеков увеличилось на 30–35%, при этом средний чек в этих ресторанах также подрос на треть. В то же время в точках, где традиционно обслуживаются офисные сотрудники, спрос предсказуемо снизился. "В результате по сети в целом мы наблюдаем лишь небольшое увеличение количества чеков", — говорят в пресс–службе сети.
По моим наблюдениям, интерес к театрам сейчас на пике. Этот вывод я сделал, общаясь с коллегами и интересуясь посещаемостью их театров. Если говорить о нашем театре, то продажи билетов на спектакли в праздничные дни и накануне праздников достигли 100%. Несмотря на мнение, что оперный жанр сложен для восприятия (с чем я не согласен), результаты продаж нашего театра опровергают этот стереотип. Мы ежегодно поднимаем стоимость билетов на 5% относительно предыдущего года.
Евгений Малыгин
директор Государственного камерного музыкального театра "Санктъ–Петербургъ Опера"
Поход в театр — неотъемлемая часть праздничного досуга и для петербуржцев, и для гостей города. Соответственно, каждый год мы видим аншлаги в залах: билеты раскупаются задолго до январских дат, спрос превышает предложение, несмотря на то что эту неделю мы заполняем спектаклями по максимуму. Заполняемость зала в 2024 году не опускалась ниже 85%, в отдельные месяцы достигая 90%. Средний чек в новогодние каникулы увеличился по сравнению с прошлым годом не более чем на 15%. Стараемся сохранять ценовую доступность и не увеличивать стоимость билетов. У нас крепкая и большая зрительская аудитория, и она продолжает расти. Такие зрители не могут себе позволить пропустить премьеру или, например, показ любимого спектакля в новом составе. Поэтому приобретают билеты заранее, для себя и своих друзей.
Юлия Пости
директор Театра эстрады имени Аркадия Райкина
Количество гостей в эти праздники выросло на 15%, выручка — на 20%. Разница объясняется в том числе инфляцией. Трафик примерно сопоставим с июльским, когда около половины входящих — туристы. Рост продаж сувенирной продукции произошёл почти в 2 раза, что также показывает преобладание среди покупателей читателей из других городов. Книга, несомненно, является популярным подарком. К сожалению, всё чаще читатели выбирают для покупки не традиционные книжные магазины, а маркетплейсы, так как цены в них необоснованно ниже в связи с меньшей налоговой и операционной нагрузкой. Традиционно пик заказов приходится на 20–24 декабря, когда ещё есть возможность получить редкие книги не только по Петербургу, но и по Москве и другим регионам страны.
Михаил Иванов
совладелец книжного магазина "Подписные издания"