В Петербурге стало меньше музыкальных клубов, где могут выступить не очень известные или начинающие артисты.
Но не всё так плохо — слушатели устают от информационного потока и постепенно возвращаются на танцполы.
По мнению фронтмена группы "АукцЫон", основателя арт–центра "Гаркундель" Олега Гаркуши, музыкальных клубов в Петербурге стало за последние годы действительно меньше. Это связано с несколькими причинами. В первую очередь с развитием интернета люди стали меньше ходить на концерты и обленились.
Мешают интернет, лень и релокация
“
"Мне часто говорят, что “Гаркундель” находится очень далеко. Хотя от площади Восстания до 10–й Советской улицы 25 минут пешком, — рассказывает Гаркуша. — А если сравнивать с тем временем, когда интернета ещё не было, то тогда наш арт–центр работал с понедельника по воскресенье и всегда приходили люди. А сейчас бывает так, что на концерт могут прийти шесть–семь человек".
Продюсер и основатель клуба "Ионотека" на Лиговском проспекте Александр Ионов тоже признаёт, что сейчас существует небольшой спад в сегменте андеграундных контркультурных тусовок, которые раньше кочевали по разным арт–пространствам.
"Это связано с отъездом либеральной креативной публики за рубеж. В целом же количество площадок для исполнения музыки стало больше, чем в 2010–х, ну и качество аппаратуры значительно возросло", — сказал "ДП" основатель "Ионотеки".
По мнению Александр Ионова, спад в посещениях клубов действительно наблюдался, он так же, как и Олег Гаркуша, связывает его со стремительным развитием интернета и соцсетей в начале прошлого десятилетия. Но теперь ситуация всё же меняется.
“
"Сейчас, наоборот, можно наблюдать интерес к музыке, концертам и перформансам по причине очевидного отсутствия некоторых зарубежных фильмов и исполнителей в России. Ну и публика заметно устала от сидения перед компьютером и охотнее идёт по клубам", — говорит Ионов.
Вопрос площади
В качестве ещё одной причины, связанной с уменьшением количества клубов, основатель "Гаркунделя" называет сложности с подбором помещения. Оно должно располагаться в отдельно стоящем здании, а не в жилом доме, где таким соседством — с громкой музыкой и посетителями, разгорячёнными напитками, — могут быть недовольны жители. Плюс ко всему Олег Гаркуша отметил, что многие группы не могут сейчас собрать большой зал и предпочитают выступать в кафе и барах.
"Есть много музыкантов, которые клуб не соберут, а бар заполнят легко, особенно наш. К тому же в баре есть возможность подойти к музыканту, поболтать, сфоткаться, что на концерте, естественно, сделать не особо получится. Атмосфера в баре более домашняя", — рассказал "ДП" арт–директор бара "Лайка" на Политехнической улице Александр Журавлёв, где регулярно проходят концерты.
По его словам, изначально совместить заведение с концертной площадкой было связано с желанием просто приглашать музыкантов, а также с тем, что выступления артистов привлекают в бар дополнительную аудиторию.
Развлечения за свой счёт
Как рассказала "ДП" певица Алёна Кривилла, когда она 8 лет назад жила и постоянно выступала в Петербурге, на клубные концерты действительно приходило больше людей, чем сейчас. Возможно, это связано с тем, что демократичные площадки, которые не требуют платы за аренду или покупки определённого количества билетов, в большинстве своём закрылись и выступать андеграундным артистам стало почти негде.
"Ещё 10 лет назад можно было легко договориться о выступлении с кучей клубов, взамен ничего не просили, были рады, даже если пять человек придут на бесплатный концерт и сделают выручку бару. Бывало, что мы договаривались о концерте вообще за сутки до мероприятия. Сейчас так уже не получится, — рассказывает певица. — А в Москве и вовсе почти во всех клубах действует схема с предварительной оплатой аренды. А дальше решай сам — или делаешь платный вход и “отбиваешь”, или просто платишь из своего кармана и спокойно веселишься".
Проще, чем в столице
По словам музыканта групп "Азбука борзых" и "Горячка" Михаила Шишканова, в Петербурге всё же достаточно большое, в отличие от других городов, количество площадок, доступных для музыкантов разного уровня, их даже больше, чем в Москве.
"Даже для проектов более узконаправленных или молодых, популяризацией и раскруткой которых я занимаюсь различными средствами, в том числе проведением полностью некоммерческого фестиваля “Бетонный кубик”, есть все условия. По поводу того, что часто играть приходится бесплатно или себе в минус, — это для меня нормальная практика. В противном случае играть с условием покрытия пробкового сбора бывает рискованно, ведь количество посетителей концерта может непредсказуемо отличаться", — поделился музыкант.
Михаил Шишканов согласился с Алёной Кривиллой, что в Москве, в отличие от Петербурга, множество площадок требуют невероятные деньги за аренду, которые "отбить" достаточно сложно. В городе на Неве условия более гуманные. Плюс ко всему в организации концертов и фестивалей могут помочь различные институции, в том числе государственные, а также привлечение грантов.
"Крутимся как можем, потому что мы всецело за свободу самовыражения и доступность. Также непростые условия нашей столицы помогли мне обратиться к формату загородных музыкальных фестивалей. Однако непросто отучить москвичей приезжать на всё готовенькое, в Петербурге больше дружбы и созерцания", — считает Михаил.
Клубам тоже надо выживать
По мнению фронтмена "АукцЫона", вариант с продажей заранее оговорённого количества билетов даже идёт музыкантам на пользу, так как стимулирует приглашать на концерты больше зрителей.
"У нас в “Гаркунделе” схема такая: если продаётся больше 30 билетов, то деньги делятся пополам между артистом и арт–центром. Если приходит меньше, я, конечно, никого не ругаю. Это делается специально для стимула, чтобы музыканты зарабатывали хотя бы какую–то копейку, а на концерты продолжали ходить слушатели", — объяснил Олег Гаркуша.
По словам Александра Ионова, содержать клуб, занимающийся некоммерческой андеграундной музыкой, всегда нелегко. "В мае этого года клуб “Ионотека” празднует 10–летний юбилей. Мы по–прежнему охотно предоставляем сцену начинающим артистам, у нас часто проходят фестивали молодых групп. Никакого снобизма и удушающих правил — только музыка и креатив на сцене!" — уверяет Ионов.