11:0527 января 202511:05
172просмотров
11:0527 января 2025
В Швеции по подозрению в обрыве кабеля из Латвии задержали балкер Vezhen под мальтийским флагом. Шведская газета Expressen пишет, что судно шло из российского порта.
Что известно о повреждении кабеля на Балтике
Подводный оптико-волоконный кабель LVRTC (Латвийского государственного центра радио и телевещания) получил повреждения утром в воскресенье, 26 января.
Морской кабель лежит на глубине более 50 метров. Повреждение линии обнаружили примерно в 130 км от побережья Латвии в экономических водах Швеции — на участке Вентспилс – Готланд.
Какое судно задержали по подозрению в обрыве кабеля
В прокуратуре Швеции подтвердили, что задержали судно в рамках предварительного расследования "по факту предполагаемой серьёзной диверсии" в связи с повреждением кабеля связи, проложенного между Швецией и Латвией в Балтийском море.
“
"Судно, подозреваемое в совершении диверсии, арестовано по решению прокуратуры", — говорится в сообщении ведомства.
Представитель Службы безопасности Швеции Карл Мелин подтвердил Шведскому радио, что на борту судна сейчас находятся представители властей.
Какое именно судно арестовано, шведские правоохранительные органы не называют.
По данным газеты Expressen, арестованное судно — балкер Vezhen, зарегистрированный на Мальте.
Со ссылкой на портал отслеживания судов VesselFinder издание утверждает, что судно в минувшую пятницу, 24 января, покинуло российский порт Усть-Луга. В воскресенье, 26 января, судно курсировало между шведским островом Готланд и Латвией.
Какие корабли попали под подозрение
Другие СМИ ссылаются на сайт Marine Traffic, также отслеживающий движения судов: по этим данным, балкер Vezhen следовал из Швеции в Данию.
Данные Marine Traffic показывают, что судно Vezhen переплыло через кабель около часа ночи в воскресенье, пишет газета Dagens Nyheter.
При этом ранее в воскресенье Военно-морские силы Латвии провели досмотр судна Michalis San под флагом Мальты, находившегося в районе инцидента и следовавшего в Россию. Но никакой подозрительной активности на борту судна не было обнаружено, якорь также не был повреждён, отмечает портал латвийских общественных СМИ LSM.
В Военно-морских силах Латвии отмечают, что в районе инциденты были обнаружены ещё два судна.
Что известно о других обрывах кабелей на Балтике
Финская телерадиокомпания Yle отмечает, что новый инцидент стал уже шестым повреждением трубопроводов или кабелей в Балтийском море за последние два года.
Повреждение российских газопроводов "Северный поток", который положил начало череде аналогичных происшествий на дне Балтики, в контексте сохранности подводной инфраструктуры не упоминается.
Американские и европейские источники газеты The Washington Post заявляли, что повреждения подводных кабелей в Балтийском море "скорее всего, были случайностью": никаких признаков того, что коммерческие суда, повредившие кабели путём протаскивания якорей по морскому дну, делали это намеренно или по указанию из Москвы, не найдено.
Источники отмечали, что собранные доказательства, включая перехваченные сообщения и другие секретные разведданные, указывают, что кабели были повреждены случайно, из-за неопытности экипажей, работающих на борту плохо обслуживаемых судов.
Военные суда НАТО начали патрулировать акваторию Балтийского моря на прошлой неделе в рамках операции Baltic Sentry ("Балтийский часовой").
Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты сошлись во мнении, что под предлогом защиты подводной инфраструктуры НАТО хочет установить полный контроль над Балтикой, включая нейтральные воды.