В январе в Санкт–Петербургском городском суде начались заседания по поданному в конце прошлого года иску группы градозащитников к комитету по охране памятников.
Истцы просят признать недействующим приказ КГИОП об исключении из перечня выявленных объектов наследия четырёх корпусов складов Кокоревых на Лиговском пр., 50. Эти постройки попадают в зону строительства терминала скоростной железной дороги Петербург — Москва.
Демонтаж или снос
В августе 2024 года проект терминала был представлен на Градостроительном совете, который его поддержал. Как говорится в иске, из публикаций СМИ активисты узнали, что ставшие предметом иска четыре корпуса могут быть снесены. Между тем на самом Градсовете речь шла о том, что склады Кокоревых будут реконструированы, а их "внешние конструкции" сохранятся примерно на 90%. Впрочем, детали не уточнялись.
На днях комитет по градостроительству и архитектуре согласовал архитектурно–градостроительный облик объекта. "Объёмно–планировочные решения позволят сохранить основные конструкции складов Кокоревых, которые будут включены в технологию работы терминала. Основную часть новых площадей поднимут над фрагментами исторических зданий", — сообщили в Смольном. Из этого можно сделать вывод, что речь идёт о сохранении не самих зданий, а лишь их фрагментов.
В городском законе о границах зон охраны (в который под строительство вокзала ранее специально вносились правки) говорится, что под "размещение объектов капитального строительства железнодорожного транспорта" и "размещение сооружений, необходимых для эксплуатации метрополитена" в квартале на Лиговском допускается "демонтаж без восстановления" только одного корпуса на Лиговском пр., 50. В отношении ещё 12 корпусов по этому адресу "в случае отсутствия технической возможности сохранения в ходе капитального ремонта, реконструкции" допускаются "разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций, влекущие изменение внешнего облика".
Также допускается демонтаж семи зданий по соседству, на Лиговском пр., 52, и ещё одного корпуса в Транспортном пер., 12. Это постройки, расположенные на соседней со складами Кокоревых территории — бывшей шоколадно–бисквитной фабрике "Блигкен и Робинсон", в советское время приспособленной под завод лимонной кислоты. На месте части этой фабрики разместится технологическая площадь с автомобильными перронами для посадки и высадки пассажиров.
Первоначально всё по возможности хотели уместить на месте складов Кокоревых (которые собирались подвергнуть гораздо более значительным демонтажным работам, чем планируется сейчас), без масштабных сносов по соседству. Решение пожертвовать в пользу складов шоколадной фабрикой как сравнительно менее ценной застройкой уже было результатом компромисса с градозащитниками.
Спасти андеграунд
Ранее склады Кокоревых охранялись как памятники архитектуры. Они получили такой статус, когда были включены в перечень временно выявленных объектов наследия в 2001 году. Но уже в 2005–м здания из этого списка объектов исключили на основании приказа КГИОП. Градозащитники говорят, что узнали об этом из СМИ только после Градсовета. Собственно этот приказ об исключении и обжалуется.
Активистов, конечно, волнует судьба всех складов Кокоревых. Но в центре разбирательства оказались именно четыре корпуса, потому что они были исключены одним правовым актом, на обжаловании которого решили сосредоточиться.
Приказ носит нормативный характер, то есть затрагивает неопределённый круг лиц, и при этом, по мнению истцов, нарушает их право на сохранность объектов культурного наследия и доступ к этим объектам. То есть они имеют право его обжаловать.
Нарушение же видят в том, что при исключении корпусов из реестра выявленных памятников, по данным истцов, не была проведена историко–культурная экспертиза. Проведение её в подобных случаях к тому моменту уже стало обязательным по федеральному закону, но порядок проведения ещё не был утверждён российским правительством. На основании этих фактов истцы делают для себя вывод, что издание приказа было незаконным.
Один из истцов, Олег Мухин, рассказал "ДП", что, с его точки зрения, в результате реализации проекта вокзала от складов "мало что останется".
“
"Там самобытная атмосфера, там тихо и спокойно. Всё это будет уничтожено, в лучшем случае останутся стены", — рассуждает градозащитник.
По его мнению, территорию не нужно как–то по–особому развивать — она и так прекрасно развивается. Там работают клубы, образующие целый "андеграундный кластер" в центре города. Что же касается вокзала, то градозащитник не уверен в перспективах его строительства. Он считает вероятным развитие событий по образцу расположенного неподалёку торгового комплекса "Галерея". Его построили на месте исторической застройки, которая была снесена в 1990–е годы во время прошлой попытки построить вокзал скоростных поездов.
Не исключено, что и склады Кокоревых снесут, но вокзал не появится и территорию продадут, полагает Олег Мухин.
Дело прошлое
“
"На текущий момент исковое заявление не выглядит достаточно обоснованным для его удовлетворения. Однако это не препятствует административным истцам в последующем его уточнить. Фактически спор в процессе будет о наличии историко–культурной экспертизы и её выводов, а также соблюдении процедуры принятия нормативного акта", — прокомментировал "ДП" партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры" Дмитрий Некрестьянов.
"Перспектива настоящего спора с учётом давности оспариваемого нормативно–правового акта неоднозначна", — развивает тему юрист практики разрешения споров Rightmark Group Анна Быковская.
Федеральным законом "Об объектах культурного наследия" действительно установлен порядок, по которому для включения выявленного памятника в реестр (или отказа в таком включении, то есть снятия его с охраны) требуется проведение историко–культурной экспертизы. Без соблюдения этой процедуры по ныне действующему регулированию исключение здания из перечня временно выявленных объектов культурного наследия является неправомерным. Но проблема заключается в том, что оспариваемый приказ был издан слишком давно — в 2005 году.
"Несмотря на то что Кодексом об административном судопроизводстве не установлен срок обжалования нормативно–правовых актов, суду при рассмотрении настоящего дела предстоит оценивать соответствие оспариваемого приказа требованиям законодательства РФ, действовавшего в период его принятия", — добавила юрист.
Следующее заседание намечено на 25 февраля. "Деловой Петербург" направил вопросы в КГИОП.
Осталось 3 года
В декабре ТАСС сообщил со ссылкой на Минтранс, что пуск пассажирского движения из Москвы в Петербург по скоростной железной дороге запланирован на 2028 год. Сейчас ведутся подготовительные работы. Для устройства входа магистрали в Петербург уже получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Протяжённость магистрали должна составить около 680 км, время в пути — 2 часа 15 минут.
В Петербурге, помимо терминала, на Лиговском проспекте предполагается построить новые станции метро (второй выход "Лиговского проспекта" на уже существующей оранжевой линии и станцию "Лиговский проспект 2" на проектируемой коричневой линии подземки). Для выбора облика вестибюля в комитете по градостроительству и архитектуре планируют провести архитектурный конкурс.
Помимо складов на Лиговском проспекте ввод магистрали в центр города также затронет историческую застройку станции Фарфоровский Пост. Как сообщал "ДП", рассматривалась возможность перемещения ряда зданий. Это было учтено в режимах использования достопримечательного места — таковым признали станцию.
Наконец, в Петербурге также предусматривается организация нового вокзала электричек в районе Волковской и реконструкция станции Обухово. Полная же стоимость проекта скоростной магистрали оценивалась в 2,3 трлн рублей.