Стоимость элитного благоустройства в Петербурге достигла 40 тысяч за "квадрат"

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Обостряющаяся конкуренция за покупателя в сегменте дорогого жилья заставит застройщиков состязаться в уникальности благоустройства придомовых территорий.

В премиальном сегменте благоустройство перестало быть просто дополнением к жилью, а стало ключевым фактором, влияющим на выбор покупателей.
По словам Алии Ханбековой, директора департамента элитной недвижимости NF GROUP, современные жилые комплексы должны предлагать комфортное пространство для всех категорий жителей. "Это включает зонированные территории с детскими площадками, спортивными зонами, местами для отдыха и парковыми зонами для выгула домашних животных. Ландшафтный дизайн выходит за рамки простого озеленения: в некоторых проектах появляются фонтаны, водные объекты и даже летние кафе", — отмечает она.
Кроме того, современные технологии — умные системы освещения и видеонаблюдения, а также доступ к беспроводному интернету на всей территории — стали неотъемлемой частью благоустройства.
Елена Куликова, генеральный директор "Intermark Аренда", добавляет, что современные покупатели и арендаторы элитного жилья ценят приватные закрытые дворы, изолированные от машин, с продуманным ландшафтным дизайном. "Особое внимание уделяется деталям: беседкам, спортивным тренажёрам, скамейкам в форме лежаков и даже небольшим фонтанам", — говорит эксперт. Однако важно соблюдать баланс между благоустройством и его содержанием, так как мало кто готов переплачивать за экзотические растения или бассейны.
"Покупатели и арендаторы элитной недвижимости сегодня достаточно внимательно оценивают платежи управляющих компаний, поэтому девелоперу стоит соблюдать баланс между благоустройством и его содержанием", — считает Елена Куликова.
Среди последних трендов в благоустройстве премиальных ЖК — создание закрытых зелёных территорий, прогулочных садов и пространств для комьюнити, которые не видны с улицы, но представляют собой полноценные зелёные скверы. "Такие решения особенно востребованы в центре города, где традиционно не хватает зелёных зон. В садах могут появляться малые архитектурные формы, фонтаны и скамейки с навесами", — рассказывает Александр Кравцов. Он также подчёркивает, что для разработки концепции благоустройства в дорогих проектах застройщики часто привлекают известные и титулованные бюро, такие как DEREVO Park или GAFA.
Премиальное благоустройство требует внушительного бюджета — порядка 25–40 тыс. рублей за 1 м2. Оно включает авторский дизайн, скульптуры, арт–объекты, уникальные малые архитектурные формы (МАФы), а также всесезонное озеленение с использованием крупномеров. В последнее время популярность набирают тематические МАФы, которые не только выполняют декоративную функцию, но и становятся интерактивными элементами, например скамьи или диджитал–объекты.
"Теперь они играют двойную роль, не просто становясь объектами искусства, а получая дополнительные функции. Например, набирают популярность интересные скамьи, перголы, появляются диджитал–объекты, с которыми можно взаимодействовать, внедряются элементы геймификации, оживляющие статичные объекты", — объясняет Екатерина Ульянова, директор департамента маркетинга и продукта GloraX.
Всеволод Глазунов, директор по маркетингу LEGENDA, акцентирует внимание на том, что стилистика двора должна соответствовать общей архитектурной концепции дома: "Это подчёркивает статус проекта и делает его восприятие целостным". В своих проектах компания использует нетривиальные решения. "Для нашего дома “Большой, 67” специально изготавливается игровой маяк, а также МАФ в виде исторической ладьи, где расположатся скамьи для отдыха. В другом проекте — “Черная речка, 41” — мы разделили двор на геологические эры с информационными стендами, а также спрятали множество палеонтологических “секретов” согласно эпохе, чтобы дети смогли почувствовать себя исследователями".
Благоустройство ЖК не может обойтись без профессионального ландшафтного дизайна и мастер–плана двора, убеждена Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers. Двор уже давно стал важной частью концепции ЖК, которая может повлиять на итоговое решение потенциального покупателя. Она также отмечает, что покупатели недвижимости в премиальных ЖК обращают внимание не только на общий вид двора и качество растений, но и на имя ландшафтного дизайнера.
"В Петербурге уже сформировался список специалистов, которые зарекомендовали себя на различных общественно–городских площадках и в коммерческих проектах. Поэтому для многих потенциальных покупателей немаловажно, кто именно спроектировал двор в ЖК", — рассказывает эксперт.
Среди трендов благоустройства — максимально естественный ("дикий") ландшафт: высадка растений в хаотичном порядке, МАФы из натуральных материалов и др. Больше внимания уделяется комфорту пешеходов.
"Современные покупатели и арендаторы элитного жилья в Северной столице предпочитают приватные закрытые дворы, изолированные от машин и с хорошо продуманным ландшафтным дизайном, с клумбами, где растения подобраны таким образом, что они украшают вид двора круглый год", — добавляет Елена Куликова.
"Благоустройство каждого проекта должно учитывать локальный контекст и окружение. Если проект в центре Петербурга, то всегда актуально делать акцент на зелёной составляющей; если это отреставрированный дом XIX века, то внутри будут органично смотреться скульптуры в стиле необарокко, а если это жилой комплекс в современном архитектурном стиле, то зачастую благоустройство в стиле минимализм подходит ему как нельзя лучше", — резюмирует Оксана Кравцова, генеральный директор ГК "Еврострой".
"Современные тренды — это зонирование, большое количество растений, подобранных из сопоставимых климатических зон, разнообразие их видов и водные объекты, — считает Сергей Софронов, коммерческий директор ГК “ПСК”. — С точки зрения дизайна приоритет отдаётся созданию спокойной, умиротворяющей и неформальной атмосферы.
Сейчас нет такого понятия — средний премиальный проект. В целом затратная часть по этим статьям у компаний, строивших что–то в таком классе 3–4 года назад и сейчас, выросла кратно, если не на порядок. Да и сам перечень работ и материалов расширился настолько, что даже не с чем сопоставить.
Для примера — вот перечень одной только ботанической составляющей в благоустройстве "Северной короны" на наб. Карповки: 19 тыс. деревьев, кустарников и многолетних растений; 1300 можжевельников, 610 горных сосен, более 40 лиственных деревьев и кустарников; 4460 цветущих растений; 15 тыс. многолетников, создающих "базовый фон". Кроме того, в благоустройстве есть и ещё один "слой" — это запахи. Их дают сотни видов растений с различными ароматами. Наконец, есть даже краснокнижные растения.