Отдых в Калининградской области стал одним из самых дорогих в России

Автор фото: ТАСС

В новогодние праздники турпоток в Калининградскую область вырос почти на 10%, каждый пятый гость — из Петербурга. При этом регион вышел на второе место в РФ по стоимости отдыха.

Калининградская область наряду с Сочи ежегодно входит в топ самых популярных направлений на зимние каникулы. По данным регионального министерства по культуре и туризму, число новогодних туристов с прошлого года увеличилось на 9,5%. В период с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года регион посетили 69 тыс. человек.
Треть всех туристов, приехавших в Калининград на новогодние праздники, — москвичи, ещё 14,3% — жители Московской области. Петербург на втором месте, из Северной столицы приехал почти каждый пятый (18,5%) гость.
"Пиковый показатель по пассажиропотоку был достигнут 2 января, когда аэропорт Храброво обслужил 16,6 тыс. пассажиров. Для сравнения: в прошлом году суточный показатель составил 10,9 тыс. пассажиров, а ранее отметку 10 тыс. человек аэропорт превышал только во время чемпионата мира по футболу 2018 года", — рассказали "ДП" в пресс–службе регионального правительства.
По данным совместного исследования сервисов "Авито Путешествия" и "Купибилет", двухдневная поездка в регион в период новогодних каникул обходилась россиянам в среднем в 56,4 тыс. рублей на двух человек.
"Чтобы добраться до Калининграда, туристы тратят на перелёт больше всего средств в сравнении с другими городами из топ–10 — 11,9 тыс. рублей за билет в одну сторону на человека", — рассказали в пресс–службе "Авито".
Это ставит регион на второе место в списке самых дорогих новогодних направлений в стране. Впереди только Сочи, где двухдневные зимние каникулы обошлись в среднем в 58,4 тыс. рублей. Даже отдых в Москве и Петербурге для россиян дешевле.
Представители туриндустрии региона также называют цены на авиаперелёты в числе самых узких мест въездного туризма. "Особенно это касается летнего сезона. Поэтому сложилась тенденция большой глубины бронирования поездок, и это хорошо. Туристы берут билеты сильно заранее, чтобы купить относительно дешёвые", — пояснила "ДП" глава региональной Ассоциации предприятий индустрии туризма (АПИТКО) Светлана Мержвинская.
Директор турфирмы "Юнона" Светлана Слепенок отмечает, что на дорогие перелёты и невозможность взять билеты по бюджетным ценам сетуют и партнёры калининградского бизнеса, российские туркомпании.
Ещё одна существенная статья расходов любой турпоездки — проживание. В среднем размещение в отелях и гостиницах Калининградской области обходилось новогодним туристам в 12 тыс. рублей за ночь. Снять номер в трёхзвёздочной гостинице можно было в среднем за 8,3 тыс. рублей. При этом, по данным регионального Минтуризма, загрузка номерного фонда в праздничные дни достигла 78%.
Как рассказывал ранее "ДП" руководитель гостиничного направления регионального представительства Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Сергей Куренков, по сравнению с прошлым годом стоимость размещения в регионе выросла на 10–15%, то есть "примерно на уровень инфляции".
Куда более доступным для небогатого туриста остаётся рынок посуточной аренды жилья. Так, по данным сервиса "Авито Путешествия", в среднем съёмная квартира на Новый год в Калининградской области обходилась туристам в 4,4 тыс. рублей в сутки, а загородный дом — в 17,3 тыс. рублей за ночь.
До бесконечности цены на комплекс туристических услуг для Калининградской области расти не могут, добавляет Светлана Мержвинская, однако пока этот рост обусловлен в основном объективными экономическими причинами.
"Верхняя граница повышения стоимости, несомненно, есть, но пока она нивелируется высоким уровнем инфляции. Турбизнес скорее шагает за ней, а не просто повышает цены на все виды услуг", — пояснила глава ассоциации.

"Восток" на любителя

Новогодний туризм в Калининградской области сосредоточен в самом областном центре и в нескольких городах на побережье Балтики, в основном речь о курортных Светлогорске и Зеленоградске.
"Туристы, которые приезжают в регион впервые, хотят экскурсии по Калининграду, в первую очередь обзорные. Потом они стремятся посмотреть побережье. Тем более что Зеленоградск, Светлогорск хорошо раскручены, богато украшены — идеальные картинки для соцсетей, такие сказочные", — рассказала "ДП" заместитель директора калининградского информационного центра туризма Юлия Карлова.
Восточные муниципалитеты региона у туристов по–прежнему менее популярны. Хотя тот же Черняховск в последние годы заметно преобразился и много усилий прикладывает по повышению своей привлекательности. В основном это направление выбирают гости, которые посещают регион не впервые или приезжают на более–менее длительный срок.
"Из общего количества туристов 35% поехали на восток и юг области в новогодние праздники. Можно сказать, что города Советск, Черняховск и Неман уже более известны людям, эти города на слуху, туристы спрашивают о маршрутах туда", — рассказала "ДП" директор турфирмы "Юнона" Светлана Слепенок.
Лидером по посещаемости в регионе остаётся Музей Мирового океана. Помимо основного комплекса зданий на набережной Петра Великого у него есть другие объекты в Калининграде и большой филиал в Светлогорске. За новогодние праздники комплекс ММО посетили 48,2 тыс. человек. Вторым по популярности объектом стал театр эстрады "Янтарь–холл", расположенный в Светлогорске. За каникулы площадка привлекла 30,8 тыс. человек (+23,2% к прошлому году). На третьем месте оказался Кафедральный собор на острове Канта, его посещаемость с прошлого года выросла на 14,8%, до 19,7 тыс. человек.
Также в региональном Минтуризме отмечают рост популярности новогодних спектаклей и концертов (на 18% и 39% к прошлому году соответственно).
"Существенно возросла посещаемость театра кукол: в период зимних каникул она составила 7,7 тыс. зрителей против 4,8 тыс. в прошлом году (+60,7%). Впечатляющий прирост у калининградского зоопарка — 63%, в этом году там побывали 8,9 тыс. гостей", — рассказали "ДП" в пресс–службе правительства региона.

Штормовой аспект

Атмосферу праздника гостям региона в этом году основательно подпортила погода. С 31 декабря ветер начал достигать штормовых значений, не успокоился он ни в новогоднюю ночь, ни 2 января, ни даже на третьи сутки — побережье накрыла линия шквалов с метелью и снегопадом.
Разгул стихии с небольшими передышками продлился почти все новогодние каникулы и сопровождался плюсовой температурой, дождём и мокрым снегом.
"В основном туристы жаловались на погоду, конечно. Это самое насущное, видимо, — рассказала “ДП” Юлия Карлова. — Это, конечно, особенности нашего климата — то дождь, то снегопад. Это сыграло на руку тем, кто занимается организованным туризмом. Погода как–то не располагала к праздничным гуляньям, так что люди приходили за экскурсиями".
Светлана Слепенок отметила, что по сравнению с прошлым годом случился рост спроса на экскурсионное обслуживание, но незначительный. Вообще, по её мнению, погода оказала незначительное влияние на поведение туристов.
"У нас мягкий климат. Были, конечно, и те, кто отказывался от поездки, но уже находясь на месте, испугавшись штормового ветра или дождя", — отметила она.
С ней согласна и Светлана Мержвинская. "Шторма у нас каждый год и никак на посещаемость региона повлиять не могут", — пояснила руководитель ассоциации.
В целом туристическая инфраструктура региона достаточно легко справилась с зимним наплывом. В основном потому, что ему далеко до летнего.
"Серьёзных проблем с транспортом, туалетами и так далее практически не было, поскольку не было избытка туристов. В отличие от летнего сезона", — рассказала Мержвинская.
Светлана Слепенок отмечает, что самая частая жалоба туристов — недостаточные возможности общепита.
"Туристы жаловались на невозможность поесть. На побережье из–за нехватки мест в ресторанах и кафе в новогодние праздники всё было занято. На востоке — из–за ограниченного количества самих объектов питания. В общем — на отсутствие дешёвых объектов питания, столовых. Были и традиционные жалобы на нехватку туалетов, особенно бесплатных", — заключила Светлана Слепенок.