Замес за место: маркетплейсы и розничные магазины перешли к холодной войне

Розничные магазины в России не выживут без ужесточения работы маркетплейсов
Автор фото: ТАСС

2025 год станет годом резкого обострения борьбы DIY-индустрии с маркетплейсами.

Крупные ретейлеры, торгующие непродовольственными товарами, окончательно осознали близость грозящей им пропасти. И начинают на самых разных уровнях апеллировать к властям, требуя ограничить недобросовестные, по их мнению, и наносящие ущерб бюджету и экономике страны преимущества маркетплейсов. Те, в свою очередь, заявляют, что прогресс остановить нельзя, и уверены, что если закон о цифровых платформах и будет принят, то несильно повлияет на их специфические бизнес–модели.
"В последние годы обороты розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с учётом инфляции не растут, по факту имеет место стагнация рынка. В этих условиях неудивительно, что противоречия между офлайн– и онлайн–сектором на фоне продолжающегося роста доли онлайн–торговли в розничном товарообороте начинают обостряться, — комментирует Оксана Юлдашева, профессор факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности Санкт–Петербургского государственного экономического университета. — Фактически рынок розничной торговли трансформируется по многим направлениям — по структуре товаров и поставщиков, по онлайн– и офлайн–каналам, по доле крупного бизнеса и МСБ.
"Практика стремительного развития онлайн–торговли показывает, что законодательство во всём мире, включая Россию, традиционно не успевает за структурными изменениями рынков. В результате возникают юридические лакуны в онлайн–торговле, которые дают серьёзные конкурентные преимущества предпринимателям из так называемого new retail. В то время как российский рынок офлайн–торговли уже достаточно сильно регламентирован, что вызывает рост издержек игроков, рынок онлайн–торговли — нет. И маркетплейсы, и другие электронные площадки, а также их участники этим активно пользуются. Но также очевидно, что это временное преимущество. И в среднесрочной перспективе будет принят закон о маркетплейсах, а также другие нормативные акты, ограничивающие нынешние экономические преимущества онлайн–сектора. Когда это произойдёт, будет зависеть от успехов лоббистов той или иной стороны. Их столкновение, в том числе в медийном пространстве, мы наблюдаем уже второй год подряд, и весьма вероятно, что на свой пик оно выйдет в 2025 году", — говорит Юлдашева.
В прошлом году одной из самых наглядных проблем, спровоцированных продолжающимся ростом маркетплейсов, стал беспрецедентный рост зарплат курьеров. В ноябре официально зафиксированные в стране максимальные зарплаты курьеров достигли уровня зарплат IT–специалистов, которые уже несколько лет занимают лидирующие позиции в рейтингах профессий по уровню дохода.
"А уровень зарплат квалифицированных рабочих, инженеров, учителей и врачей зарплаты курьеров уже давно обогнали. И всё потому, что маркетплейсы, активно использующие труд курьеров, нанимают их как самозанятых, — убеждена Мария Евневич, совладелец ООО “Максидом”. — У них есть рабочий график, униформа и брендированный рюкзак, правила и штрафы — то есть на самом деле они сотрудники, но в целях уменьшения налогов оформлены иначе. Сотрудники обычной розницы уплачивают НДФЛ в размере 13%, и работодатель за них платит 30,2% страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС. А курьеры маркетплейсов платят 6% от дохода — и всё. Именно использование маркетплейсами такой “схемы найма” позволяет им предлагать курьерам доход существенно выше, чем в других отраслях имеют даже высококвалифицированные сотрудники".
Кроме экономии на выплатах взносов маркетплейсам не приходится оплачивать первые 3 дня больничных самозанятых, выплачивать им отпускные и сертифицировать рабочее место. Не требуется соблюдать квотирование рабочих мест или платить штрафы за отсутствие, например, вакансий для инвалидов. Нет обязанности иметь сотрудников по охране труда и вести кадровую документацию.
В результате, отмечает Мария Евневич, с кадровым голодом столкнулась не только розничная торговля. В курьеры уходят официанты, повара, строительные и производственные рабочие. Более того, в курьеры идут люди с высшим образованием, в частности квалифицированные инженеры.
"Нет на рынке труда никакого дисбаланса, связанного с более высоким уровнем доходов курьеров по сравнению с доходами высококвалифицированных специалистов из самых разных сфер экономики, — не согласен председатель совета по развитию электронной коммерции ТПП РФ Алексей Фёдоров. — Рынок саморегулируется. Работа курьера тяжела, курьеров мало, поэтому им и платят большие деньги".
Впрочем, представители самих "цифровых платформ" отказались как–либо комментировать и ситуацию с зарплатами самозанятых курьеров, и другие бизнес–аспекты своей деятельности, вызывающие порой весьма эмоциональную критику, и в целом резко обострившееся противостояние с традиционной розницей. В пресс–службе Wildberries в ответ на запрос "ДП" заявили, что их официальная позиция: "отказались от комментариев". А пресс–службы OZON и "Яндекса" и вовсе проигнорировали вопросы редакции.

Штрафы как бизнес

"Следующее ноу–хау от маркетплейсов — это использование штрафов в договорах. Наверное, штрафы дисциплинируют селлеров и заставляют работать внимательно. Но на штрафы приходится до 10% от выручки маркетплейсов. А налоговая особенность штрафов — это отсутствие обложения НДС. Никогда ещё ни одна компания в России не имела такую огромную долю штрафов в выручке и не использовала штрафы в бизнес–модели для ухода от уплаты НДС, — считает Борис Кац, председатель совета директоров сети “Леонардо”. — При этом товары из маркетплейсов передаются потребителям в пунктах выдачи заказов, большинство из которых принадлежат не маркетплейсам, а так называемым независимым предпринимателям".
"Однако я бы сказал, что владельцы ПВЗ абсолютно зависимы от маркетплейса. И практически любой ПВЗ выглядит не как независимый бизнес или франшиза, а как “группа сотрудников на самоокупаемости”. С нового года для всей торговли изменилось налогообложение. При выручке 60 млн рублей и более компании надо будет стать плательщиком оборотного налога, уплачивать в бюджет 5% с выручки. Теперь представим себе, что рядом в одном населённом пункте работает сеть из 120 ПВЗ с оборотом более 1 млрд рублей и сеть из трёх магазинов с оборотом 65 млн рублей. Последняя будет платить 5% от выручки как оборотный налог, а сеть из 120 ПВЗ будет продолжать считаться малым бизнесом, так как из–за юридической казуистики её выручкой будет считаться только комиссия 4,5–5% от миллиарда рублей оборота, и вся эта сеть, весь этот объём товарооборота налогом обложен не будет. То есть при товарообороте в миллиард формальной выручкой сети ПВЗ будет только 45–50 млн рублей. Только на одном этом товары в маркетплейсе будут дешевле на 5% за счёт налоговой экономии", — рассуждает Кац.

Признаки серости

Впрочем, гораздо более серьёзной проблемой является активное использование экосистем маркетплейсов предпринимателями, торгующими серым импортом и поддельной продукцией.
"Мне кажется странным, что любой ИП в любом городе полноценно отвечает за контрафакт, а маркетплейс с триллионным оборотом, зарегистрированный как IT–компания, — не отвечает. Любое крохотное ООО полноценно несёт ответственность, а маркетплейс с огромным юридическим департаментом долго–долго тянет время и потом переводит стрелки на поставщика–однодневку, — недоумевает Борис Кац. — Такая же ситуация с сертификацией продукции. Максимум — маркетплейс требует от поставщика скан какой–то бумажки, но не проверяет суть документа и не несёт за него ответственность. Это касается и химических веществ, и продуктов, и товаров для детей".
Для обеления рынка продавцы многих категорий товаров обязаны получать и использовать наклейки "Честный знак" в виде QR–кода. По словам Бориса Каца, была надежда, что этот способ избавит рынок от контрафакта и контрабанды.
"Однако маркетплейсы на сегодняшний день проверяют при приёмке товара лишь наличие знака, не проверяя ни его действительность, ни соответствие категории, ни кому этот знак был выдан. Вся сеть ПВЗ выдаёт товары, не сканируя этот QR–код. Таким образом, пока и склады маркетплейсов, и вся сеть ПВЗ не станут полноценными участниками системы “Честный знак”, рынок будет полон контрабанды и контрафакта, а рулоны “Честного знака” будут продаваться на оптовых рынках и в интернете".

Закон и беспорядок

"В 2025 году, без всякой вероятности, закон о цифровых платформах будет принят. Но я бы не относился к нему как к ограничивающему маркетплейсы. Законопроект крайне тщательно выверен, в него внесено большое количество правок с участием маркетплейсов, — уверен Алексей Фёдоров. — Офлайн–магазины продолжат закрываться. Выживать будут только те, кто занимается искусством и ремеслом, картинами и уникальными вязаными куклами. Всё, что имеет штрих–код, будет продаваться только на маркетплейсах. Если магазин не превратился в пункт выдачи, то он обречён. Естественно, стоит ожидать сокращения числа крупных офлайн–магазинов в Петербурге. Маркетплейсы не развалятся. Развалится офлайновый ретейл. Жажды наживы у маркетплейсов нет. Мы с вами видим, что большинство маркетплейсов операционно убыточны. Или в лучшем случае их прибыль составляет всего 1–2% от оборота. Маркетплейсы инвестируют всю свою прибыль в логистику и совершенствование своих платформ. Именно поэтому массовый, разумный покупатель и предпочитает их умирающему офлайну".
Впрочем, каким бы образом в бизнес–среде ни повторялся классический спор, когда кино уничтожит театр, важно, чтобы противостояние происходило цивилизованным образом — в дискуссиях на страницах деловых СМИ, а не в перестрелках, подобных той, что уже случилась в результате спора акционеров Wildberries.
И конечно, не менее важно, чтобы недобросовестные бизнес–практики, как грязная пена появившиеся на волне стремительного роста онлайн–торговли, уже в этом году начали изживать себя. В том числе за счёт большей ответственности цифровых платформ и добровольного ограничения той самой жажды наживы, которой у них якобы нет.